ПДС « Технологии, методы и приемы формирования УУД » Проектная деятельность учащихся 26.03.2012 1 © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие проектной деятельности учащегося в образовательном процессе В.М.Дрофа, доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, к.п.н.
Advertisements

Междисциплинарная программа «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»
Секция 2. Реализация междисциплинарных программ через индивидуальные образовательные проекты Роль межпредметного школьного методического объединения в.
Кафедра педагогики ВИРО Е.А. Никодимова, к.п.н. Технологии развития системы универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, (выдержки)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, (выдержки)
Проектирование раздела программы «Формирование УУД» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Окружной проектный семинар.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Индивидуальный итоговый проект Основные принципы: -Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Школьный методический совет Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС( ) – обеспечить профессиональную готовность.
Особенности оценки метапредметных результатов ШМО учителей естествознания.
Исследовательский проект в образовательном процессе в соответствии с ФГОС Суволокина И.В. 26 марта 2014 г.
Транксрипт:

ПДС « Технологии, методы и приемы формирования УУД » Проектная деятельность учащихся © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Общие и специфические черты ( различия ) проектной и учебно - исследовательской деятельности © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Общие характеристики : практически значимые цели и задачи учебно - исследовательской и проектной деятельности ; структура проектной и учебно - исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты : анализ актуальности проводимого исследования ; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить ; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям ; планирование, определение последовательности и сроков работ ; проведение проектных работ или исследования ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования ; представление результатов в соответствующем использованию виде ; итогами проектной и учебно - исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Специфические черты ( различия ): © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ Проектная деятельностьУчебно - исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой - то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы ( для решения этой проблемы ) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Проект как средство формирования метапредметных результатов © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТНАДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе : программу развития универсальных учебных действий ( программу формирования общеучебных умений и навыков ) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно - коммуникационных технологий, учебно - исследовательской и проектной деятельности ; … © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Программа должна обеспечивать : … повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно - исследовательской и проектной деятельности ; формирование навыков участия в различных формах организации учебно - исследовательской и проектной деятельности ( творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно - практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.); овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно - исследовательской и проектной деятельности ; … © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Планируемые результаты освоения учебных и междисцплинарных программ : Предметные результаты Метапредметные результаты : o Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные o ИКТ - компетентнотсь обучающихся o Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности o Стратегии смыслового чтения и работы с текстом © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится : планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме ; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме ; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы ; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма ; использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение « хорошей гипотезы », эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели / теории ; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук : постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов ; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме ; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания ; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится : планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме ; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме ; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы ; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма ; использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение « хорошей гипотезы », эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели / теории ; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук : постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов ; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме ; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания ; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности Выпускник получит возможность научиться : самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект ; использовать догадку, озарение, интуицию ; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование ; использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами ; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук : анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов ; использовать некоторые приёмы художественного познания мира : целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного ( типичного ) и единичного, оригинальность ; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства ; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности Выпускник получит возможность научиться : самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект ; использовать догадку, озарение, интуицию ; использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование ; использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами ; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук : анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов ; использовать некоторые приёмы художественного познания мира : целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного ( типичного ) и единичного, оригинальность ; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства ; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

© Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 13 Этапы проектирования : Формируемые УУД Анализ ситуации, формулирование замысла, цели : Анализ ситуации Конкретизация проблемы, формулирование цели, Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи. Выполнение ( реализация ) проекта : Планирование этапов выполнения проекта, Обсуждения возможных средств и способов решения задач, Реализация проекта. Подготовка итогового продукта : Обсуждение способов оформления конечных результатов, Сбор, систематизация, анализ полученных результатов, Подведение итогов, оформление результатов, их презентация, Оценка деятельности и результативности.

© Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 14 Этапы проектирования : Формируемые УУД Анализ ситуации, формулирование замысла, цели : Анализ ситуации Конкретизация проблемы, формулирование цели, Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи. Целеполагание, анализ, выдвижение гипотез. Выполнение ( реализация ) проекта : Планирование этапов выполнения проекта, Обсуждения возможных средств и способов решения задач, Реализация проекта. Планирование учебного сотрудничества с учителем м сверстниками, способствовать продуктивной кооперации, поиск и обработка информации, моделирование, осуществлять логические операции, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и т. д. Подготовка итогового продукта : Обсуждение способов оформления конечных результатов, Сбор, систематизация, анализ полученных результатов, Подведение итогов, оформление результатов, их презентация, Оценка деятельности и результативности. Владение монологической речью, формулировать собственную позицию, убедительно аргументировать свое мнение, соотносить с другими, взаимооценка и самооценка деятельности.

Проект, как и инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Составляющими системы внутришкольного мониторинга сформированности метапредметных результатов являются материалы : © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 16 стартовой диагностики ; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов ; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно - познавательных и учебно - практических задач, основанных на работе с текстом ; текущего выполнения выборочных учебно - практических и учебно - познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции ; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику ; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития ; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии ; защиты итогового индивидуального проекта.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе : © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 17 результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе ; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам ; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта ; оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ( далее ГИА ).

Индивидуальный итоговой проект - учебный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов Демонстрируется способность к самостоятельному освоению содержания и методов избранных областей знаний способность проектировать способность осуществлять целесообразную и результативную деятельность ( учебно - познавательную, конструкторскую, социальную, художественно - творческую, иную ) © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Результатом ( продуктом ) проектной деятельности может быть : а ) письменная работа ( эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б ) художественная творческая работа ( в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств ), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в ) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие ; г ) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

В состав материалов, предъявляемые при защите проекта, включаются : 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности ; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием : а ) исходного замысла, цели и назначения проекта ; б ) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов ; в ) списка использованных источников ; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта : а ) инициативности и самостоятельности ; б ) ответственности ; в ) исполнительской дисциплины © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Критерии оценки проектной работы 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем 2. Сформированность предметных знаний и способов действий 3. Сформированность регулятивных действий 4. Сформированность коммуникативных действий © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Оценка проектной деятельности : Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта ( продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации ) по каждому из четырёх названных выше критериев. Целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности : базовый и повышенный Отметка за выполнение проекта выставляется в графу « Проектная деятельность » или « Экзамен » в классном журнале © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Условия принятия решения комиссии об уровне сформированности навыков проектной деятельности : на повышенном уровне на базовом уровне 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений. Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне ; 2) ни один из обязательных элементов проекта не даёт оснований для иного решения. 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев ; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта : завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта ; 3) даны ответы на вопросы © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Авторские программы, реализующие проектную деятельность в основной школе © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Программа Intel « Обучение для будущего » Курсы « Основы проектной деятельности » и « Основы проектирования ». Авторы : Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова Курс «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

28 Информационное обеспечение: Позволяет подготовить педагогу создать учебный проект и пакет учебно-методических материалов для организации проектной деятельности с учащимися. По типологии предполагает разработку учебных исследовательских проектов. Программа синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий. Продуктами проекта являются электронные материалы, подготовленные в среде программных продуктов Microsoft: презентации, публикации, электронные таблицы, дидактические материалы, web – сайт.

Курс « Основы проектной деятельности » (5-9 кл ) © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 29 Авторы : Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова Рассматривает метод проектов как технологию компетентностно - ориентированного образования, имеет разработанный УМК, ориентирован на освоение учащимися способами деятельности, относящихся к аспектам ключевых компетентностей, предполагает активные формы проведения занятия : практикумы, тренинги …

УМК «Основы проектной деятельности» Рабочие тетради для учащихся Методические рекомендации для учителя

УМК «Основы проектной деятельности» Дневник проектной деятельности учащихся Методические рекомендации для учителя – руководителя проектов

ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочие тетради Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов: От проблемы к цели Работа с каталогами Работа со справочной литературой Способы первичной обработки информации Наблюдение и эксперимент Сам себе эксперт Рабочая тетрадь для учащихся 8-9 классов: От проблемы к цели Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью Проведение анализа Аргументация Анализ ресурсов Расчет стоимости проекта Продвижение продукта на рынке Рабочая тетрадь «Коммуникативный практикум» для учащихся 5-9 классов: Основы риторики и публичное выступление Ведение дискуссии Как работать вместе \ Как работать в команде Презентация продукта Ведение дискуссии Регулирование конфликтов

1-4 класс5-7 класс8-9 класс10-11 класс Описание желаемой ситуации С помощью учителяСамостоятельно Описание реальной ситуации С помощью учителяСамостоятельно Анализ желаемой ситуации С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Анализ реальной ситуации С помощью учителяСамостоятельно Выявление противоречийС помощью учителяСамостоятельно Постановка проблемыПрисвоил проблему, сформулированную учителем С помощью учителя С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Анализ проблемыС помощью учителяСамостоятельно Постановка целиПрисвоил цель, сформулированную учителем С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Обоснование достижимости цели С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Определение способа достижения цели Присвоил способ, рекомендованный учителем С помощью учителяСамостоятельно Анализ способов разрешения проблемы С помощью учителя самостоятельно Постановка задач Предложены учителем с помощью учителя С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Планирование шаговПрисвоил шаги, названные учителем С помощью учителя С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Планирование графика деятельности Присвоил план, предложенный учителем С помощью учителя самостоятельно Самостоятельно Планирование ресурсовЕсли это необходимо, планирование ресурсов С помощью учителя Самостоятельно

Курс «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» Партнерство в образовании

Особенности курса Курс рассчитан на учащихся 5-11 классов Курс включает 4 проекта : - Информационный бюллетень - Маркетинговый план - Портфолио для успешной карьеры - Грамотный покупатель 35 © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Учебно - методический комплект : Учебное пособие Содержит описание проекта и пошаговое руководство по их выполнению. Методическое пособие Содержит информацию по теории проектно - ориентированного обучения и рекомендации по проведению в классе четырех проектов, представленных в пособии. Компакт - диск Размещены презентации для учителей, шаблоны и заготовки для проведения проектов, а также дополнительные идеи по проведению других проектов. 36 © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ

Дополнительные идеи : © Зартинова Л.А., Куединский РМЦ 37 ТЕМА 1. Исследование космоса ПРОЕКТ 1 Космическая эра ПРОЕКТ 2 Космические исследования ПРОЕКТ 3 На Марс и дальше ТЕМА 2. Открытия и перемены ПРОЕКТ 4 История великих изобретений ПРОЕКТ 5 Беспроводные технологии в школе ПРОЕКТ 6 Будущее уже здесь ТЕМА 3. Окружающая среда ПРОЕКТ 7 Спасти китов ПРОЕКТ 8 Почему теплеет ? ПРОЕКТ 9 Города под водой ТЕМА 4. Герои и лидеры ПРОЕКТ 10 Мировой зал славы героев ПРОЕКТ 11 Книга великих мыслителей ПРОЕКТ 12 Сегодняшние лидеры завтрашние герои