Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Дулина Светлана Васильевна учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения Дмитро-Титовская средняя общеобразовательная школа
Педагогическая технология Проектная деятельность учащихся на уроках математики
Проект как самостоятельная творческая работа учащегося – это: Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата
Специфика проектной деятельности как деятельностной технологии обучения В проектной деятельности необходимость осуществления деятельности ведет за собой активное, осмысленное приобретение и закрепление соответствующих знаний.
Основные этапы работы над проектом. Проблематизация Целеполагание Планирование Реализация Анализ Рефлексия
Цели проекта: Обучение школьников самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями; Формирование навыков анализа полученной информации и ее применение к решению проблем;
Развитие таких качеств мышления, как гибкость, критичность, широта, глубина, логичность и т. п.; Обучения мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации; Развитие интуиции, способности предвидеть последствия применяемых решений, умение устанавливать причинно- следственные связи; Формирование коммуникативных навыков.
Обеспечение понимания фундаментальности изучаемого геометрического объекта «треугольник»; Освоение учащимися необходимых и достаточных знаний по теме «Треугольники», умение решать типовые задачи; Обобщение и систематизацию учебного материала по теме; Обучение проведению практических экспериментов, умениям делать аргументированные выводы, генерировать идеи по разрешению ситуаций, применять знания к решению новых задач и проблем; Освоение учениками приемов и методов выдвижения гипотез и проведения доказательств в геометрии.
Этапы работы над проектом
Три стороны треугольника обозначают: Правильно делать, Правильно думать, Правильно говорить. Или лозунг: Свобода, Равенство, Братство.
Три вершины означают: Прошлое, Будущее, Настоящее, а весь треугольник: Вечность.
Три угла означают: Мудрость, Сила, Красота.
Увиденный во сне треугольник символизирует материнское лоно космоса.
Проблематизация А все ли вам известно про треугольник? Знакомый всем нам с детства треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного.
Целеполагание Формулирование цели проекта; Создание образа ожидаемого результата – проектного продукта; Формулирование названия (темы) проекта.
Цель проекта Выяснить, какому условию должны удовлетворять три точки, чтобы быть вершинами треугольника; виды треугольников и их свойства.
Проектный продукт Таблицы с определением понятия «треугольник» и его свойства.
Тема «Знакомый загадочный треугольник»
Планирование Постановка задач, исходящих из цели; Выбор способов работы (технологии); Определение последовательности предстоящих шагов; Определение сроков работы.
Типы заданий, решаемых учениками в ходе проекта: Практические задания Практические задачи Проблемные вопросы Теоретические задания Задачи
остроугольный тупоугольный прямоугольный разносторонний равносторонний равнобедренный
Определение. Медианой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны треугольника.
Определение. Биссектриса угла - это луч с началом в вершине угла, делящий угол на две равные части. Определение. Биссектриса угла треугольника - это отрезок биссектрисы этого угла, соединяющий эту вершину с точкой на противолежащей стороне. Биссектриса угла треугольника делит противоположную сторону в отношении, равном отношению двух прилежащих сторон. Биссектрисы внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке. Это точка называется центром вписанной окружности Биссектрисы внутреннего и внешнего углов перпендикулярны. Биссектриса угла треугольника делит противоположную сторону в отношении, равном отношению двух прилежащих сторон. Биссектрисы внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке. Это точка называется центром вписанной окружности. рис. 1 Биссектрисы внутреннего и внешнего углов перпендикулярны. рис. 2 Биссектриса внутреннего угла треугольника делит противолежащую сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам. ( ) Биссектриса внутреннего угла треугольника делит противолежащую сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам. ( ) рис. 3
Реализация Поиск, отбор и анализ нужной информации из научной литературы и / или сети Internet. Эксперименты, помогающие найти пути решения возникающих проблем. Открытие для себя новых знаний по теме «Треугольники»
Реализация Формулировка выводов и оформление результатов. Написание отчета о работе над проектом и оформление его портфолио. Защита проекта и презентация проектного продукта.
Рефлексия Деятельность учащихся в рамках предполагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Материальный уровень усвоения действия выступает опорой для неформального абстрагирования и осмысления теоретических положений.
Рефлексия Активизация процессов социализации школьника. «Потребители» проектного продукта (учащиеся 7-11 классов) могут использовать данный продукт при решении задач. Работу можно продолжать наполняя ее новыми знаниями по теме треугольник.