Использование проектной и исследовательской деятельности в начальной школе. учитель начальных классов МОУ «СОШ 5 с УИОП» Котлярова Наталья Юрьевна
Проект. Проект – одна из форм исследовательской работы. Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Что такое проект для ученика? раскрытие творческого потенциала умение работать в группе деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися умение презентовать свою работу
Что такое проект для учителя? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
Общеучебные умения Социальные Коммуникативные Мыслительные Исследовательские
Социальные - умение работать в группе; - умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; оппонента; - умение пойти на компромисс
Коммуникативные - слушать и слышать - принимать другое мнение - высказывать свое мнение - презентовать результат работы
Мыслительные - анализ - синтез - сравнение - обобщение - классификация - выявление закономерностей
Исследовательские - наблюдение - проведение эксперимента - анкетирование - обработка статистических данных
Типы проектов исследовательско – творческие: малыши экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, докладов; ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы); информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи); творческие (оформление результата в виде детского праздника). семейные проекты.
Этапы работы над проектом 1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата). 2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации). 3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта). 4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).
Формы представления проекта: - презентация - выступление для определённого круга лиц - выставка достижений - концерт - спектакль - стенгазета - доклад - поделка
Критерии успеха работы над проектом Достигнут конечный результат Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем Результат проекта использован другими коллективами Информация о проекте широко распространена Получено удовольствие от своей деятельности
Развитие познавательной и коммуникативной активности младших школьников через проектную деятельность.
Для достижения этой цели нужно было решить следующие задачи: На материале литературных источников выявить содержание и условия работы по методу проектов и исследовательской деятельности младших школьников; Показать эффективность исследовательской и проектной работы в начальной школе как средства развития познавательной и коммуникативной активности учащихся; Разработать методические рекомендации по эффективности применения метода проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.
Типы проектов исследовательско – творческие: малыши экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, докладов; ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы); информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи); творческие (оформление результата в виде детского праздника). семейные проекты.
Наши проекты.
«Созвездие Гагарина» общеклассный познавательно-творческий проект.
«Поклонимся Великим тем годам» общеклассный патриотический проект.
Считаю, что использование метода проектов в начальной школе приносит детям удовлетворение, что способствует совершенствованию у них личностных качеств, стремления получить знания, а главное – желания учиться и получать от этого радость.