ИКТ поддержка инновационной апробации курса «Проектная деятельность» Всероссийская конференция «Проектное обучение в начальной школе» Дмитриева Н.В. июнь 2012 Московский институт открытого образования лаборатория информационной поддержки развития образования Педагогическое сообщество учебного проектирования
Овладение технологией проектного обучения для формирования универсальных учебных действий учащихся является важной задачей, стоящей перед современным учителем, особенно в свете реализации федеральных государственных стандартов второго поколения.
1.Сделать обучение на курсах повышения квалификации как можно более эффективным, использовать наряду с очными дистанционные формы обучения, очно-заочные формы, дать обучающимся на очных курсах дополнительный информационный ресурс. 2.Создать информационно-методический ресурс для тех, кто занимается учебным проектированием и исследованием в образовательном учреждении: учителей основной и начальной школы, заместителей директора, директоров школ и кураторов проектной деятельности. 3.Дать участникам инновационной сети, работающим по курсу «Проектная деятельность» в начальной школе, информационно-методический ресурс с оперативной обратной связью. 4.Обеспечить ИКТ – поддержку уроков в курсе «Проектная деятельность» в начальной школе 5. Обеспечить информационно-методический ресурс Педагогическому сообществу учебного проектирования. 6.Дать эффективные средства трансляции опыта учителей проектного обучения
В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.
Стремление: интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе; потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде; профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе. Личностные качества: ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности; согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий; уверенность в правильности принятия нестандартных решений. Позиция отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению; стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов; утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации. Информационная культура личности педагога, Страницы из неопубликованной книги "КМ-Школа" – контентная образовательная информационная система школы/Под ред. Е.Н.Ястребцевой, авт.: М.Ю.Бухаркина, О.Н.Шилова, Е.Н.Ястребцева и др.
Формирование проектной компетентности учащихся, позволяющей им самостоятельно находить пути решения проблемных вопросов, невозможно без соответствующей готовности учителя, которая включает: проектную и исследовательскую компетентность учителя; владение учителем методом учебных проектов и исследований; умение учителя применять учебное проектирование и исследование в различных организационных формах; знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения различных образовательных задач.
Курсы повышения квалификации год ДИС-24 "Метод учебных проектов" (дистанционный - 72ч); НО-92 "Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности"(очно-дист.-72ч); ВСЕ-50 " Разработка учебного проекта и его осуществление с использованием информационных ресурсов и ИКТ "(очн.-72ч). Курсы повышения квалификации год ДИС-9 "Метод учебных проектов" (дистанционный - 72ч); НО-7 "Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности"(очно-дист.-72ч); НО-25 "Технология подготовки младших школьников к проектной деятельности и ее ИКТ-поддержка"(очн.-36ч). ВСЕ-ХХ Разработка учебного проекта и его осуществление с использованием информационных ресурсов и ИКТ 1. Повышение квалификации Цель: формирование новой профессиональной компетентности педагога для организации и осуществления образовательного процесса с использованием элементов проектной деятельности учащихся, информационных ресурсов и ИКТ.
Активность слушателей курсов Регулярная работа В последние дни
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: 1.Недостаточная мотивация 2.Неорганизованность 3.Недостаточный уровень информационной культуры 4.Недостаточный уровень владения ИКТ: Неумение работать с почтовыми сервисами Проблемы с регистрацией на пространстве Не освоена технологии сканирования Неумение работать на форуме Проблемы с просмотром видеофильмов на компьютере Проблемы при работе с электронными таблицами
Единый информационный ресурс Педагогического сообщества учебного проектирования и лаборатории информационной поддержки развития образования
Информационно-методическое пространство «Учебное проектирование и исследование в ОУ» Основные разделы : Учебное проектирование Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности Педагогическое сообщество учебного проектирования База данных учебных проектов Школа начинающего учителя проектного обучения Педагогу-исследователю проектного обучения Учебно-исследовательская деятельность
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности Цель: Методическое и информационное сопровождение апробации курса «Проектная деятельность» в начальной школе, автор Пахомова Н. Ю. Разделы: О курсе, приглашение к апробации; Видеоматериалы (видеозаписи уроков, методические материалы, форумы), фотографии, методическая литература; Виртуальные консультации Материалы семинаров и конференций Сопровождение инновационной апробации Отчетные материалы учителя Работа с дневником наблюдений учителя-апробатора (прием и публикация материалов, консультации, обратная связь); Таблицы обработки Контрольные работы Средства наглядности Библиотека Словарь терминов.
Виртуальные мастер-классы
Виртуальные мастер-классы просмотрены 435 раз
Что дает информационное пространство : Интерактивность, Оперативность, Обратную связь, Индивидуальный подход, Возможность работать с удаленными пользователями (работа с регионами), Работа с группами Экономию времени и сил
Перспективы развития 1. Сделать работу учителя более комфортной (например, перевод дневников наблюдений и таблиц обработки в формат электронных таблиц)в формат электронных таблиц 2. Виртуальные консультации: индивидуальные, групповые, вебинары 3. Продолжение публикации виртуальных мастер-классов с последующим обсуждением 4. Создание новых разделов информационного пространства 5.Продолжение и расширение работы с регионами
Сайт лаборатории новости, информация о лаборатории, педагогическое сообщество, консультации, межшкольные проекты, методический семинар, издательская деятельность, библиотека, коллекция учебных проектов, видео, форумы и т.д.
БАЗА ДАННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ Цель создания базы данных: обобщить, систематизировать и распространить опыт работы учителей и методистов города Москвы, имеющих методические разработки в области учебного проектирования; обеспечить учителя, осваивающего проектный метод обучения, методической поддержкой; помочь учителю-предметнику внедрять проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время.
Возможности Базы Данных позволяет быстро найти проекты согласно классификаторам из методического паспорта дает возможность работать с каталогами проектов (по названиям проектов, по авторам, по учебным заведениям и т.д.)
Всего – 180, для начальной школы -47
Информационная поддержки в курсе «Проектная деятельность в начальной школе» (разработка Касяненко О.В.) Для того чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить основные свойства изучаемого явления (то есть превратить его в модель), правильно, адекватно отразить эти свойства и, кроме того, обеспечить доступность этой модели для учащихся. Благодаря современным компьютерным технологиям, мультимедийным возможностям компьютера можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении.
Направления развития Поддержка инновационной и экспериментальной деятельности педагогов и педагогических коллективов; Создание новых виртуальных разделов по вопросам учебного проектирования и исследования; Проведение виртуальных мастер-классов; Постоянное пополнение Базы Данных учебных проектов лучшими методическими разработками учителей; Совершенствование интерактивного общения с учителями посредством информационного пространства лаборатории; Расширение работы с удаленными пользователями ; Выпуск комплекта дисков к курсу «Проектная деятельность» в начальной школе с записью видеофильмов лучших уроков по курсу и выпуск комплекта дисков с ИКТ –поддержкой для проведения уроков по курсу «Проектная деятельность» в начальной школе
Спасибо. Успешного окончания учебного года и замечательных каникул.