ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Педагогическая технология Педагогическая технология совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Словарь Б.М. Бим-Бада, с. 191).
Проектное обучение Проектное обучение (изначально метод проектов) система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий проектов
Проектное обучение Джон Дьюи Эдуард Ли Торндайк 2-я половина XIX века, США Уильям Хелд Килпатрик «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе», (1925). «Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур?»
Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Типы проектов Исследовательские Творческие Ролевые или игровые Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Практико-ориентировочные
Стадии разработки проекта Организационный. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Работа над проектом. Подведение итогов, оформление результатов. Презентация проекта. Рефлексия.
Объемы учебных проектов По времени: краткосрочные (26 ч) среднесрочные (1215 ч) долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки По комплексности: монопроекты (в рамках одного предмета) межпредметные проекты По характеру контактов между участниками: внутриклассные внутришкольные региональные межрегиональные (в рамках одного государства) международные
Недостатки проектного обучения низкая мотивация преподавателей; и учащихся; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Достоинства проектного обучения в центре внимания учащийся; образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося; индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует развитию физиологических и психических функций учащегося; глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.