ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ Дмитрий ЛИВАНОВ 23 января 2012 г.
ЧТО ТАКОЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ? Roger L.Geiger To Advance Knowledge (2006 г.) Обязательным является следование принятым международным стандартам, касающимся общей концепции ИУ, его структуры и его целей. Руководство ИУ должен иметь руководство, которое является независимым в вопросах, касающихся принятия решений и распределения финансирования. ИУ должен располагать разработанным перспективным планом, детализирующим общие задачи и области приложения максимальных усилий. Место ИУ в культуре страны и региона ИУ должен осуществлять научную и культурную деятельность, которая была бы значима как на уровне региона, так и на международном уровне. Вся деятельность ИУ должна быть проникнута духом междисциплинарности, соревновательности, общности целей и ценностей. Инфраструктура Необходимым условием является наличие первоклассного исследовательского оборудования. ИУ, кроме того, должен располагать доступом к сетям, рекреационными сооружениями и центрам. Требования к исследовательскому персоналу ИУ должен располагать определенной критической массой исследовательского персонала. Научные сотрудники ИУ должны иметь высокую квалификацию, опыт научной работы, известность, поощрительные премии и награды национального и международного уровня. ИУ и средовое окружение Программы ИУ должны быть ориентированы, прежде всего, на подготовку студентов старших курсов и аспирантов, а также на краткосрочные курсы специального характера. Оборудование ИУ должно обеспечивать овладение новейшими технологиями и умение применять их за пределами учебного заведения. Финансирование ИУ должен суметь обеспечить себе постоянное финансирование из разных источников – это исследовательские гранты, контракты, плата за обучение, целевые благотворительные пожертвования и фонды.
Классический университет: образование Болонья, Оксфорд, Сорбонна Исследовательский университет: образование + исследования Гейдельберг, Берлин, Гарвард, Физтех Инновационный университет: образование + исследования +инновации Стэнфорд, МТИ, Кембридж ТРИ ЭПОХИ УНИВЕРСИТЕТОВ
Инновационной экономике нужны: квалифицированные кадры и передовые исследования На сегодняшний день Россия теряет позиции в международных рейтингах университетов нарастает отставание по качеству исследований в большинстве отраслей науки отсутствует интеграция между образованием, исследованиями, бизнесом Как поддержать инновационный путь развития экономики? Создать критическую массу высококлассных преподавателей исследователей для подготовки кадров, проведения фундаментальных и прикладных исследований по основным направлениям развития инновационной экономики. Необходим кластер «образование – исследования – инновации» ПОЧЕМУ РОССИИ НУЖЕН НОВЫЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Создание с нуля» нового университета. риски: значительные инвестиции; отсутствие критической массы «Обновление» одного из ведущих технических университетов риски: инерция Золотая середина: «Пересборка» одного из ведущих технических университетов – ГТУ МИСиС на новой площадке в современном кампусе рядом с бизнес-парком КАК СОЗДАТЬ ПЕРЕДОВОЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛУЧШИЕ СТУДЕНТЫ ЛУЧШИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ И ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЛУЧШИЙ МЕНЕДЖМЕНТ -Современная инфраструктура -Учебное оборудование -Преподаватели-практики -Ведущие российские и зарубежные специалисты -Профессионализм -Публичность и прозрачность -Эффективная система привлечения -Широкий набор -Жёсткий отбор -Ориентация на лучших ЛУЧШАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБУЧЕНИИ И ИССЛЕДОВАНИЯХ
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Бакалавриат Английский язык (новая программа совместно с Cambridge University с г.) Базовая инженерная подготовка (General Engineering, Operations Management) Магистратура и аспирантура Система требований к реализации магистерских программ Программы на английском языке Корпоративные программы (IBS, Роснано, ОМК, НПП Квант,...) Международные программы Короткие корпоративные программы на новой технологической основе
Прикладной бакалавриат Академический бакалавриат СПО НПО Технологическая магистратура Бакалавриат Магистратура Специалитет Направление изменений: гибкость, интенсивность, практическая направленность Программы технологического переобучения и развития Период практической деятельности СМЕНА МОДЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Активная работа на международном рынке: приглашение иностранных профессоров Аттестация преподавателей Приглашенные преподаватели, в том числе преподаватели- практики Новые требования к преподавателям и исследователям Новые квалификационные категории преподавателей: специалист базового образования («методист») специалист-исследователь преподаватель – эксперт отрасли
ИЗМЕНЕНИЯ В МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ Изменение традиционной модели «факультет – кафедра» Новые организационные единицы на новых принципах Изменения в администрации: люди с опытом работы в государственных органах управления, компаниях, зарубежных университетах. Регулярные проектно-аналитические сессии
НОВЫЙ КАМПУС Современная инфраструктура для работы и обучения Атмосфера творчества Безопасность и комфорт Привлечение лучших преподавателей и студентов Критическая масса полидисциплинарных интеллектуальных ресурсов Общая площадь кампуса 100 га Количество мест в общежитиях 6500 Площадь учебных и лабораторных корпусов м 2 Общая площадь спортивных и сопутствующих сооружений м 2 Общая площадь общежитий и служебного жилья м 2
НОВЫЙ КАМПУС - РАСПОЛОЖЕНИЕ
НОВЫЙ КАМПУС - АРХИТЕКТУРА
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ Место в рейтинге технических узов России 20 Бюджетное обеспечение одного студента 3 раза Средняя заработная плата 3 раза Объем НИОКР 3 раза Объем инвестиций в инфраструктуру 6 раз Средний возраст преподавателей 4 года
ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Количество публикаций гг.: разрыв 10 раз
ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Количество цитирований гг.: разрыв 3-4 раза
ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Финансирование на одного студента 2010 г.: разрыв 3-5 раз
ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Доход преподавателей 2010 г.: разрыв 8-10 раз
ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Доля иностранных студентов и преподавателей 2010 г.: разрыв 3-5 раз
ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Нет критической массы квалифицированных преподавателей
ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Нет деятельности по коммерциализации технологий