Развивающие функции художественной литературы Шабанова Эльвира Дмитриевна, старший воспитатель детского сада «Солнышко» п. Кизема
Условия, снижающие развивающий потенциал художественной литературы Регламентированный набор художественных текстов- единый для всех; Организованные в учебной форме занятия по ознакомлению с художественной литературой; Изолированность программного чтения от других форм образовательного процесса
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми…» Д.С.Лихачев
Функции художественной литературы познавательно- нравственная эстетическая Развитие и активизация воображения, Приобщение к словесному искусству образного мышления. Развитие хорошей разговорной речи Расширение представлений, осведомлённости о мире Ориентация ребёнка на Установление временных и причинно-следственных собственное словесное творчество связей о мире Воспитание культуры чувств и Освоение моделей человеческого поведения в переживаний разных обстоятельствах Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к природному и рукотворному миру
Круг детского чтения поэзия фольклорные авторские стихотворные поэмы и тексты, Большие литер. повести в стихах авторские стихи Малые формы литер. формы авторские повести фольклорные циклы рассказов сказки, авторские со сквозными рассказы персонажами проза
Художественные тексты Реалистические миры Вымышленные миры (В.Драгунский, Б.Житков, (А.Пушкин, А.Толстой, А.Гайдар, Н.Носов Н.Носов, ) Г.Андерсен) Комбинированные миры Волшебное в реальном Необычный взгляд на Перевёрнутый мир (К.Чуковский, Э.Успенский, обычный мир (Г.Остер, И.Токмакова, А.Лингрен, Дж.Родари) (В.Бианки, Р.Киплинг, Ю.Дружков) А.Чехов)
Книга должна развивать ребёнка и одновременно доставлять ему удовольствие