Родительское собрание Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе 1
- Приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 г. 55 создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской православной церкви (РПЦ), Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов; - в 2007 г. разработано Примерное соглашение о сотрудничестве епархии РПЦ с централизованными религиозными организациями других религий России - в 2007 г. разработано Примерное соглашение о сотрудничестве епархии РПЦ с централизованными религиозными организациями других религий России декабря 2007 г. на конференции в г. Калуге были согласованы позиции Минобрнауки России и РПЦ по организации конструктивного сотрудничества органов управления образованием, институтов повышения квалификации работников образования с религиозными организациями по вопросам удовлетворения духовно- нравственных образовательных потребностей граждан. История вопроса 2
В ноябре 2008 г. состоялось заседание рабочей группы РАО при участии представителей Республики Татарстан и сотрудников Института российской истории Российской академии наук. На заседании был рассмотрен опыт Республики Татарстан по духовно- нравственному воспитанию молодежи республики.В ноябре 2008 г. состоялось заседание рабочей группы РАО при участии представителей Республики Татарстан и сотрудников Института российской истории Российской академии наук. На заседании был рассмотрен опыт Республики Татарстан по духовно- нравственному воспитанию молодежи республики. 3
Поручение Президента Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах РФ, а с 2012 года во всех субъектах РФ общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах РФ, а с 2012 года во всех субъектах РФ общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей) 4
Утвердить - план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. основы светской этики. Распоряжение Правительства РФ от
Из речи Президента РФ 21 июля 2009г. …Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это ст. 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов 6
…все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей…все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей 7
…ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным. 8
в школу придут священнослужители;в школу придут священнослужители; новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер;новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер; учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними; учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними; эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался.эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. Мифы 9
предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, культура - многонационального народа России;предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, культура - многонационального народа России; содержание всех модулей подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций;содержание всех модулей подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций; предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. Опровержение мифов 10
учебники разные, но они отражают интересы конфессий и строятся на общих ценностных основаниях: 1)Отечество, 2)Семья 3)Отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета. Базовые национальные ценности 11
помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно- нравственного развития;помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно- нравственного развития; воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи.воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение предмета ОРКСЭ 12
Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний.Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. Возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену обществаВозрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества Почему в этом возрасте вводится предмет 13
школьники начнут систематически знакомиться с историческими и культурологическими основами традиционных религий, культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями; школьники начнут систематически знакомиться с историческими и культурологическими основами традиционных религий, культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями; будем говорить о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей;будем говорить о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей; будет иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. будет иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания. Зачем вводится предмет 14
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей. Согласованность семьи и школы 15
1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики 2. C 2011 уч. г. курс рассчитан III-IV четверти 4 класса и I- II четверти 5 класса 1 уч./ч. в неделю 2. C 2011 уч. г. курс рассчитан III-IV четверти 4 класса и I- II четверти 5 класса 1 уч./ч. в неделю 3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми иными необходимыми школьными предметами 3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми иными необходимыми школьными предметами Основные характеристики курса 16
модуль делится на 4 блока модуль делится на 4 блока 1-2 блоки школьники изучают в III-IV четверти 4 класса1-2 блоки школьники изучают в III-IV четверти 4 класса -Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); -Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); - Основы традиционных религий и светской этики (16 часов). - Основы традиционных религий и светской этики (16 часов) блоки изучаются в I-II четверти 5 класса:3 -4 блоки изучаются в I-II четверти 5 класса: -Традиционные религии и этика в России (13 часов); -Традиционные религии и этика в России (13 часов); -Духовные традиции многонационального народа России (4 часа). -Духовные традиции многонационального народа России (4 часа). Что будут изучать дети 17
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Как помочь ребенку в изучении предмета 18
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. 19