«Новое качество образования в условиях модернизации образования: решенные и не решенные задачи» Эврика декабрь 2010
Основной вопрос: Как ввести высокое качество образования в нормативное поле? Как разорвать замкнутые круги: низкий уровень подготовки кадров – низкое качество образование низкий уровень подготовки кадров – низкое качество образование Репродуктивный характер оценки качества образования – репродуктивный характер образования Репродуктивный характер оценки качества образования – репродуктивный характер образования
Образовательные стандарты нового поколения Стандарт 2004 года: Цели Цели Результаты Результаты Минимальное содержание образования Минимальное содержание образования Стандарты гг.: Результаты нового типа Результаты нового типа Цели=результаты Цели=результаты Школа МОЖЕТ разрабатывать свой образовательный путь к результатам. Школа МОЖЕТ разрабатывать свой образовательный путь к результатам.
Метапредметные результаты Освоенные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями.
Метапредметные образовательные результаты в начальной школе - формирование осн ов умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Метапредметные образовательные результаты в основной школе удержание и повышение учебной мотивации младших подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками; удержание и повышение учебной мотивации младших подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками; - стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; - стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений; - умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: - умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта); - умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: - умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта); - умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников; - умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников; - понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека; - понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека; Готовность к построению индивидуальной образовательной траектории Готовность к построению индивидуальной образовательной траектории Как поменять профессиональную оптику?
PISA – тревожная обратная связь Можно ли осознать кризис, находясь внутри системы? «Сколько муравей ни ползет по шару, он нигде не находит границы для своего движения. Для него шар – бесконечен». А.Ф. Лосев Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами Исследование PISA проводится трехлетними циклами Centeroko.ru Centeroko.ru
Международная программа PISA по оценке образовательных достижений учащихся Основная цель: оценка способности 15- летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Дополнительная инновационная цель в 2009 году: оценка чтения электронных текстов, оценка сформированности учебных стратегий работы с текстом
Вопросы-ответы PISA Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе? Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе? Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие с точки зрения компетентностного подхода? Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие с точки зрения компетентностного подхода? В каком направлении следует совершенствовать российское образование? Какие средства и методы можно использовать для достижения положительного эффекта? В каком направлении следует совершенствовать российское образование? Какие средства и методы можно использовать для достижения положительного эффекта? В мире: 65 стран и территорий Более 470 тысяч 15-летних учащихся, представляющих 27 млн. учащихся В России: 45 субъектов Российской Федерации 45 субъектов Российской Федерации 210 образовательных учреждений 210 образовательных учреждений 5633 учащихся 15-летнего возраста 5633 учащихся 15-летнего возраста
Результаты России в PISA-2009 По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 41-е место Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. 38-е место 38-е место
Результаты России в PISA Выделено 7 уровней читательской грамотности. В России ведущим является 2-й уровень В странах ОЭСР ведущим является 3-й уровень
«Спорт высоких достижений» Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся: Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся: 0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности; 0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности; 1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году); 1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году); 1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году). 1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году). Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии: 3,9% по естественнонаучной грамотности; 3,9% по естественнонаучной грамотности; 6,3% по математической грамотности (6,7% в2003 году); 6,3% по математической грамотности (6,7% в2003 году); 16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году). 16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Читательские умения 1. Найти и извлечь информацию 2. Интегрировать и интерпретировать текст 3. Осмыслить и оценить
Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании читательской грамотности автономия школы и эффективная система подотчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников; автономия школы и эффективная система подотчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников; автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценки учебных достижений; автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценки учебных достижений; хорошая дисциплина в школе и хорошие доверительные отношения между учащимися и учителями. хорошая дисциплина в школе и хорошие доверительные отношения между учащимися и учителями.
Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании читательской грамотности обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения; обеспечение равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения; посещение учащимися системы дошкольного образования (зависимость от числа лет посещения учреждения дошкольного образования, соотношения числа детей на одного воспитателя, расходов на одного ребенка); посещение учащимися системы дошкольного образования (зависимость от числа лет посещения учреждения дошкольного образования, соотношения числа детей на одного воспитателя, расходов на одного ребенка); наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих достижение образовательных стандартов (зависимость от того, как используются результаты – только для отчетности или для оказания помощи отстающим); наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих достижение образовательных стандартов (зависимость от того, как используются результаты – только для отчетности или для оказания помощи отстающим); адекватное ресурсное обеспечение школы, независимо от социально- экономического статуса школы; адекватное ресурсное обеспечение школы, независимо от социально- экономического статуса школы; адекватная заработная плата школьных учителей, независимо от размеров класса и др. адекватная заработная плата школьных учителей, независимо от размеров класса и др.
ФГОСы нового поколения. Единство противоположностей: общее образование – возрастная школа. Сквозные результаты – единство школыСквозные результаты – единство школы Возрастная школа – качественное отличие ступеней Возрастная школа – качественное отличие ступеней «Здесь, чтобы оставаться на одном месте, надо бежать очень быстро» Л. Кэррол
Для того чтобы быть единой, школа должна быть разной Сквозные результаты: образовательная самостоятельность; образовательная самостоятельность; образовательная инициатива; образовательная инициатива; образовательная ответственность образовательная ответственность Возрастная школа: Старшая школа – ИОТ Старшая школа – ИОТ Основная школа – социальные и учебные пробы Основная школа – социальные и учебные пробы Начальная школа – умение учиться Начальная школа – умение учиться Возрастное и индивидуальное образование и есть общее образование.
Идея возрастной школы Возраст – то, с чем необходимо считаться (в противном случае – кризис) Возраст – то, с чем необходимо считаться (в противном случае – кризис) Возраст – то, что необходимо формировать Возраст – то, что необходимо формировать Является ли теоретическое мышление возрастной особенностью младших школьников? (в противном случае – сильно отсроченные дефициты развития ребенка) (в противном случае – сильно отсроченные дефициты развития ребенка)
Два этапа основной школы: вариант ПООП (Эврика) Учебно-исследовательская и проектная деятельности как личностно значимые для подростков 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний) 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний) 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия», этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий. 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия», этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий.
Примерные образовательные программы помочь педагогическим коллективам разработать свою рабочую основную образовательную программу основного общего образования. помочь педагогическим коллективам разработать свою рабочую основную образовательную программу основного общего образования. ПООП КАК КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ ПООП КАК КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ Как предупредить бегство от свободы?
Способы достижения новых образовательных результатов Методическое обеспечение введения ФГОС Методическое обеспечение введения ФГОС Новая система оценки качества образования Новая система оценки качества образования
Новые результаты – новые деятельности совместной распределенная учебная деятельность совместной распределенная учебная деятельность индивидуальная учебная деятельность при осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов (программ); индивидуальная учебная деятельность при осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов (программ); Совместная распределенная проектная деятельности, ориентированная на получение социально значимого продукта; Совместная распределенная проектная деятельности, ориентированная на получение социально значимого продукта; учебно-исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, учебно-исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей); деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей); Творческая деятельность (художественной, технической и др. видах деятельности); Творческая деятельность (художественной, технической и др. видах деятельности); Спортивная деятельность направленной на построение образа себя, самоизменение. Спортивная деятельность направленной на построение образа себя, самоизменение.
Новая модель учебного плана чередование урочных и внеурочных форм учебной деятельности, чередование урочных и внеурочных форм учебной деятельности, включение в образовательный процесс внеучебных видов деятельности включение в образовательный процесс внеучебных видов деятельности Новые результаты не могут быть достигнуты за счет старых форматов работы с детьми 60% урочные формы работы- 60% урочные формы работы- 40 % внеурочные и внеучебные формы работы 40 % внеурочные и внеучебные формы работы
Проблема методического обеспечения введения ФГОС: УМК 1. Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? 1. Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? 2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? 2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? 3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? 3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? 4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? 4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? 5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы? 5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы? 6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается? 6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается? 7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается? 7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается? 8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД. 8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД. 9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность? 9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность? 10. Каким образом в УМК формируются действия контроля? 10. Каким образом в УМК формируются действия контроля? 11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? 11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? 12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»? 12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»? 13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся? 13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?
Оценка результатов освоения ООП внешняя оценка (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами) внешняя оценка (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами) внутренняя оценка (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией). внутренняя оценка (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Проблематика оценки качества образования Преобладание КИМов, ориентированных на проверку репродуктивных знаний Нет инструментов оценки метапредметных достижений Нет способов оценки и учета внеучебных достижений
Векторы развития внутренней оценки образовательных результатов Разведение контрольно-оценочной деятельность ученика и педагога; Разведение контрольно-оценочной деятельность ученика и педагога; Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов уровневый характер промежуточной аттестации; уровневый характер промежуточной аттестации; оценка индивидуального прогресса оценка индивидуального прогресса
Контрольно-оценочная деятельность педагога Г.К.Честертон: «Мы приходим в школу, чтобы изучать наших учителей» Учитель должен создать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов, формирующий характер оценки: –самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя; –самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя; – оценивать учащихся относительно их собственных возможностей и достижений; – оценивать учащихся относительно их собственных возможностей и достижений; – оценивать деятельность учащихся по совместно выработанным критериям оценки данной работы. – оценивать деятельность учащихся по совместно выработанным критериям оценки данной работы.
Контрольно-оценочная деятельность ученика Оценочные листы и задания для самоконтроля Оценочные листы и задания для самоконтроля Творческие задания по теме Творческие задания по теме Проверочные работы Проверочные работы Портфолио («портфель» ученика) Портфолио («портфель» ученика)
Задачи введения ФГОС на уровнях Федеральном Федеральном Региональном Региональном Муниципальном Муниципальном Школьном Школьном
Мониторинг успешности реализации стандарта начальной школы Цель: получение обратной связи о причинах «пробуксовки» ФГОС НОО
Мониторинг успешности реализации стандарта начальной школы Объекты мониторинга: –Система оценки образовательных результатов: готовы ли оценивать метапредметные достижения? –Образовательная программа: готовы ли включать внеурочную деятельность в образовательный процесс? –Требования к реализации образовательной программы: есть ли обеспечение для формирования метапредметных достижений?
В презентации использованы материалы А.Воронцова, Г.Ковалевой, Г.Цукерман, публикации сайта