«Моделирование воспитательной системы».
Это профессионал – воспитатель, своего рода духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, он организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива и создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Результат работы классного руководителя. воспитание личности, способной: - к самоопределению; - самореализации; - саморазвитию; - самовоспитанию; - саморегуляции; - самозащите; - самостоятельной деятельности.
-идеальная – это некий идеал, к которому стремятся общество, школа, педагог. -результативная – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желанном образе выпускника, который планируется достичь за определенный промежуток времени. -процессуальная – это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий целостную и упорядочную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
«Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные компоненты и связи».
1. Индивидуально – групповой 2. Ценностно – 3.Функционально – ориентационный деятельностный 4. Пространственно – 5. Диагностико – временной аналитический
Система работы классного руководителя. Вы должны помнить, что успешному вхождению классного руководителя в новый классный коллектив способствует: -хорошая теоретическая подготовка; -имеющийся жизненный опыт; -информация о классе; -умение представить себя при первом знакомстве; -план личной работы в первые дни; -готовность объективно оценивать ситуацию;
Организация деятельности классного коллектива. Основными формами работы классного руководителя принято считать классный час и классное собрание. К сожалению, многие внеурочные занятия как бы мы не хотели изменить, ситуацию построены на сообщении, а не на общении с ребенком. Отсюда вырисовывается первое требование к классному часу: он должен строиться на общении педагога с детьми, форма такого общения – диалог. Второе требование: проводить классные часы с помощью активных методов воспитания (игра¸ диспут, разыгрывание, ситуаций и др.) И третье требование, в основу классного часа обязательно ставится проблема, и эта проблема должна быть личностно значима для каждого ребенка присутствующего в классе.
Формы и методы работы с родителями. Традиционно работа с классом начинается с всестороннего знакомства классного руководителя с учащимися и их семьями. Один из вариантов плана знакомства с семьей: 1.Состав семьи, профессиональный, образовательный уровень родителей. 2. Общая семейная атмосфера. 3. Отношение к детям. 4. Что родители считают важным в воспитании детей. 5. Что является предметом особой заботы родителей. 6. Как понимается роль школы в формировании личности ребенка? 7. Характер воспитательных отношений. 8. Организация совместных форм деятельности в семье.
Советы классному руководителю. Дети учатся жить у жизни! Помни! -Если ребенок постоянно критикует, он учится ненавидеть. -Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. -Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. -Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. -Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. -Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. -Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. -Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. -Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. -Ели ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.