СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» села Большая Глушица- детский сад 3 «Красная шапочка» Енякина Маргарита Николаевна 2012 год «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста »
Толерантность Прощение Милосердие Милосердие Сострадание Терпимость Сочувствие Уважение Содействие Взаимопонимание
Актуальность: Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.
Дошкольный возраст - сензитивный период для воспитания нравственности и формировании толерантного поведения. Составляющие полноценно развитой личности: умение общаться; умение строить и поддерживать взаимоотношения; сотрудничать и сосуществовать с людьми.
Проблема формирования толерантности у дошкольников обусловлена следующими причинами : повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям; особенностью психического развития; сложностью деятельного процесса; неустойчивостью нравственных критериев.
Цель: Формирование у детей навыков толерантных отношений. Задачи: 1.Формировать гуманные качества(сочувствие, отзывчивость, справедливость, сопереживание). 2.Развивать речевую культуру, культуру общения. 3.Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание поддержать друзей, заботиться о них.
Интеграция образовательных областей Образовательная область «Социализация» – приобщение к элементарным нормам и правилам поведения. Образовательная область «Коммуникация » - развитие свободного общения. Образовательная область «Познание » – формирование представлений о себе, социуме, гендерной принадлежности. Образовательная область «Труд » - установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в процессе трудовой деятельности. Образовательная область « Физкультура » – Установление взаимоотношений в процессе подвижных игр. Образовательная область «Здоровье » – формирование основ собственной жизнедеятельности и безопасности окружающих. Образовательная область «Художественная литература » – формирование первичных ценностных представлений.
Своеобразие системы работы по формированию толерантности является то, что: -воспитание толерантности нельзя обособить в специальный воспитательный процесс; -воспитательный процесс протекает в разнообразных видах детской деятельности. Повышение эффективности работы будет более успешным, если: обеспечить организацию разнообразной совместной деятельности; создать условия для благоприятного психологического микроклимата; привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Методы работы: Методы формирования сознания- убеждение; беседы; чтение художественных произведений; обсуждение жизненных ситуаций. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения- упражнения; приучение; воспитывающие ситуации; поручения.
Методы стимулирования поведения- поощрения; похвала; одобрения; соревнования; награждения Словесные методы- чтение художественных произведений; ситуативные разговоры; беседы.
Игровые методы- -сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические, игры, направленные на развитие социальных навыков, навыков общения. Практические методы- -реализация проектной деятельности; -изготовление презентаций. Познавательно-исследовательские методы- -решение проблемных ситуаций; -реализация проектов.
Формы работы с детьми: Непосредственно образовательная деятельность: игры; путешествия; беседы; чтение и обсуждение художественных произведений; проектная деятельность; создание ситуаций морального выбора; рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций, рисунков; продуктивная деятельность; слушание музыки; пение песен; инсценирование и драматизация отрывков из сказок и художественных произведений.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов : свободное общение; ситуативный разговор; поручения; труд; игры; проектная деятельность; праздники; развлечения; акции. Самостоятельная деятельность: Создание условий для проведения совместных игр, трудовых поручений, акций, праздников.
1 этап- Ознакомление дошкольников с законами, правилами человеческого общежития. 2 этап- Закрепление полученных знаний, формирование оценочных отношений к поведению людей. 3 этап- Формирование устойчивого толерантного поведения, самостоятельное оценивание собственных действий, поступков. Этапы работы:
Содержание работы НаправлениеОбразовательная область Формы работы Познавательно-речевое развитие Коммуникация Коммуникативные игры : «Трон», «Волшебные очки», «Комплименты», «Назови друга ласково». Речевые игры : «Доскажи словечко», «Назови волшебное слово», «Здравствуйте», «Пожалуйста». Беседы: «Что такое дружба?», Кого можно назвать другом?», «Уроки доброты», «В мире добрых слов». Рассматривание и обсуждение картинок из пособий: «Как поступают друзья? », «Уроки вежливости» (автор Р.С.Буре)
Направление работыОбразовательная область Формы работы Познавательно-речевоеПознание Рассказы воспитателя «С чего начинается дружба», «Конвенция о правах ребенка», «Международный день толерантности» Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Поищем и найдем волшебны слова», «Не забывай о товарищах», «Найди друга». Заучивание пословиц, стихов, поговорок по теме. Познавательно – исследовательская деятельность : проект «В мире друзей», изготовление презентации «Вместе весело шагать».
НаправлениеОбразовательная область Формы работы Познавательно-речевое развитие Чтение художественной литературы Чтение рассказов В.Осеева: «Волшебное слово», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье»,»Три товарища, Л.Толстой: «Два товарища», «Косточка», «Старый дед и внучек», «Котенок», К.Ушинский: «Сила не право», «Вместе тесно, а врозь скучно», сказки: В.Катаев «Цветик- семицветик», Н.Носов «Приключения незнайки и его друзей», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок», А.Толстой «Приключение Буратино».
НаправлениеОбразовательная область Формы работы Социально-личностное развитие Социализация Игры, направленные на сплочение коллектива : «Наш тесный круг», Мои друзья», Солнышко», «Собрались все дети в круг», «Свеча». Дидактические игры : «Мы разные», «Маленькие помощники». Беседы: « Как играть и не ссориться», «Если вдруг тебя обидят», «Твои и мои права», «Как относиться к людям» Сюжетно-ролевые игры: «День рождение», «В гости к другу», «Служба спасения», «Скорая помощь», «Детский сад», «Школа». Театрализованные игры: игра-драматизация «Три товарища», «Подруги», «Кот, петух и лиса».
НаправлениеОбразовательная область Формы работы Социально-личностное развитие Труд Совместный хозяйственно- бытовой труд, труд в уголке природы, оказание помощи друг другу в раздевании и одевании. Ручной труд : изготовление подарков на дни рождения, на праздники: «День святого Валентина», «8 Марта», «23 февраля», на тему: «Порадуем малышей игрушками». Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Безопасность Беседы на темы: «Почему нельзя играть с друзьями у проезжей части?», «Если друг попал в беду помоги ему», «Как помочь себе и другим». Дидактические игры : «Окажи помощь», «Что делать, если…(порезал палец, обжегся и.т.д.)
НаправлениеОбразовательная область Формы работы Художественно- эстетическое развитие Художественное творчество Рисование «Портрет моего друга», «Автопортрет», по прочитанным сказкам: «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Приключение Буратино», «Как мы занимаемся в детском саду». Аппликация «Поздравительная открытка» Музыка Слушание песен: В.Шаинский «Мы все делим пополам», «Ничего на свете лучше нету»,, «Если с другом вышел в путь». Заучивание песен: В.Шаинский «Настоящий друг»,М.Иорданский «Хорошо у нас в саду». Музыкальные игры: «Выходи, подружка», «Добрый день, дружок»
Направление работыОбразовательная область Формы работы Физическое развитиеФизкультураПодвижные игры Спортивные развлечения ЗдоровьеФизминутки: «Если ты хороший друг», «Дружно встали на разминку», «Дружно встали» Динамические паузы
Создание условий для самостоятельной деятельности Центр книги Центр сюжетно-ролевых игр Центр продуктивной деятельности Центр музыкально-театральной деятельности
Взаимодействие с семьей Цель: Активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Формы работы: Консультации Родительские собрания Выставки Выпуск газеты Конкурсы Совместные досуги, праздники День открытых дверей
Результаты работы: Система работы по формированию толерантного отношения к сверстникам позволяет сформировать следующие интегративные качества: Овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения. Развить способность управлять своим поведением. Сформировать доброжелательное отношение к окружающ им.
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать начатую нами историю, основанную на принципах толерантности