Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.
По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят: -на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Волдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. -методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). -объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания (классификация И.С. Марьенко).
Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: -методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); -методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом и хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, потому что все зависит от профессионализма и таланта композитора. Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов «воспитания самовоспитания».
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ Сферы личностиМетоды воспитания Формы и приемы ИнтеллектуальнаяУбеждение и самоубеждение Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация (классификация Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И.)
Сферы личностиМетоды воспитания Формы и приемы ЭмоциональнаяВнушениеЭтическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза. Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ
Сферы личности Методы воспитанияФормы и приемы ВолеваяТребованиеСовет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж УпражнениеПроблемное задание, поручение
Сферы личностиМетоды воспитания Формы и приемы МотивационнаяСтимулированиеПоощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо порицание. Соревнование МотивацияСовет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой
Сферы личностиМетоды воспитания Формы и приемы Саморегуляционная Коррекция поведенияПример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра Анализ деятельности и общения КТД, коллективный анализ, рефлексия, презентация
Сферы личностиМетоды воспитания Формы и приемы Предметно- практическая Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора) дежурство, поручение, самостоятельная работа - творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра ЭкзистенциальнаяМетод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее) Рефлексия, дискуссия
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.
Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: Сущностная сфера Доминирующий метод воспитания Метод самовоспитания ИнтеллектуальнаяУбеждениеСамоубеждение МотивационнаяСтимулированиеМотивация ЭмоциональнаяВнушениеСамовнушение ВолеваяТребованиеУпражнение СаморегуляцииКоррекцияСамокоррекция Предметно- практическая Воспитывающие ситуации Социальные пробы ЭкзистенциальнаяМетод дилеммРефлексия
Воспитание детей - одна из основных родительских задач, которая, как сложное математическое уравнение, может иметь множество решений. Пути и способы решения этой непростой и весьма ответственной задачи называются методы воспитания. Выбор применяемых родителями методов воспитания во многом зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей, каков уровень их педагогических и психологических знаний, также во многом зависит от того, какие ценности приоритетны для семьи, насколько родители осознают важность процесса воспитания и ту роль, которая на них возложена.