Индивидуализация как одна из стратегий воспитания в условиях личностно-ориентированного обучения Кейвабу Татьяна Сергеевна Заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Юрьевская СОШ»
Если мы будем принимать людей такими, каковы они есть, мы сделаем их хуже. А если мы будем обращаться с ними, как с теми, кем они хотят быть, мы их приведем туда, куда следует их привести. И. – Ф. Гёте
Этапы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребенка («технологическая цепочка»): Индивидуальная программа развития ребенка
I этап «Выявление субъективного опыта» ребенка Психологическая и педагогическая диагностики (главное – педагогическое наблюдение); Через участие ребенка в различных видах деятельности.
Ученик должен увидеть личностный смысл в образовании и выстроить вместе с наставником индивидуальную программу личностного развития II этап Программы «Развитие»
Индивидуальное собеседование как основная форма обучения старшеклассников и учителя при определении программы «Развития»
Различия между Индивидуальным собеседованием Беседы с ребенком «Пролог» к чему-то совместному, движение к началу чего-то «Эпилог» – общение после чего-то (события, поступка) Чаще – диалог (как будем двигаться дальше, при каких условиях (совет, предложение, побуждение…)) Чаще – монолог, назидание, поучение, обличение, констатация факта Педагог прогнозирует возможные пути развития учащихся, стараясь обнаружить что-то неповторимое Педагог демонстрирует себя как умного, правильного…
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час ЦелевойНаправленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час Содержательный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час Организационно- деятельностный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект- субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час Оценочно- аналитический При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально- личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе
Исследовательская деятельность учащихся, вовлечение в творческий процесс
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительного того, чем они должны заниматься Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами Научите детей прослеживатьмежпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний Подходите ко всему творчески Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детяхисследо- вательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания
Это создание таких условий развивающей среды, которые бы способствовали появлению личностных функций учащегося, стимулировали выстраивание индивидуальной системы ценностей, своего образа мира в соответствии с общекультурными традициями и ценностями. III этап «Самостоятельность»
Содержание образования и воспитания на данном этапе развертывается в контексте культуры учителя и ученика. Учитель умело дозирует уровень трудностей, способы деятельности, темп воспитательного процесса и обучения.
Некоторые правила, составляющие основу личного плана учителя по развитию личности ребенка Поставьте перед собой конкретные цели. Поста - райтесь мысленно представитьконкрет- ный результат Будьте довольны скромнымпрогрес- сом, успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношений данного человека к делу Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позво - лит достойнооце- нить мысли и поступки людей и повысить ваш авторитет в их глазах Помните, что своимразви- тием управляете, главным образом, вы сами. Выдолж- ны отвечать за ход вашей собственной жизни Учитесь на своих неудачах. Если вынеправы, будьте готовы признать это
Это не похвала, а момент встречи себя сегодняшнего с завтрашним IV этап «Создание ситуации успеха»
Успех как итог прохождения определенного пути, когда приложено немало усилий с двух сторон. Итог этапа – самоопределение и осуществление самореализации личности учащегося.
Осмысление своего опыта, самоанализ этапов своего развития, определение готовности к самоопределению. V этап «Рефлексивный анализ - самоанализ»
Главное на этом этапе – продуктивный монолог с самим собой и грамотно осуществленный диалог с воспитателем.
Не столько способность к образованию вне контроля учителя, сколько способность строить самого себя, совершенствовать свой образ (выход за пределы заданного). VI этап «Самообразование»
Потребность в самообразовании, как и способность к самостоятельной работе, требует «пошагового» подготовительного движения, соответствующей программы, примерный вариант которой и был описан в данной презентации.