зав. кафедрой «Компьютерные образовательные технологии» Лисицына Л.С. Подход к формированию и развитию профессиональных и универсальных компетенций для подготовки выпускников вузов на основе сетевых информационных систем
2 Технология сетевой ИС для управления разработкой образовательного процесса
3 Краткая характеристика предлагаемой методики Данная методика* предназначена для разработчиков компетентностных моделей выпускников и компетенций для вариативной части основных образовательных программ (ООП) по подготовке выпускников. Методика является инвариантной к уровням и предметным областям высшего профессионального образования, основана на поочередной детализации объектов и видов деятельности выпускников и позволяет систематизировать процесс разработки различных формулировок компетенций выпускников. * Подробно методика изложена в монографии: Лисицына Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. СПб: СПбГУ ИТМО, с. (в электронном виде опубликована в открытом доступе на сайте )
4 Виды компетенций В процессе детализации могут быть получены следующие три вида формулировок: - компетенции выпускника, понятные и прозрачные всем, в том числе и самому студенту, для идентификации видов и объектов деятельности в задачах подготовки выпускника; - содержательные компетенции выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной сферы профессиональной деятельности, для идентификации элементарных (неделимых) результатов обучения (РО); - умения выпускника, понятные и прозрачные преподавателям и специалистам данной предметной области подготовки, для идентификации навыков элементарных РО.
5 Компетенции выпускника определяют отдельные задачи для его подготовки и имеют следующий вид: КОМПЕТЕНЦИЯ: =. После однократной детализации компетенция выглядит как:
6 Содержательные компетенции выпускника являются выражением мнения о том, каким образом (способом) следует решать поставленную задачу подготовки, чтобы достичь запланированные элементарные РО. Структура записи содержательных компетенций имеет вид: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: =. Здесь характеризует содержание образования (технологию, метод, подход и т.п.), которое отобрано преподавателем для освоения этой компетенции.
7 Компетенция по формулировке умения выпускника В общем случае структура такой компетенции выглядит следующим образом: УМЕТЬ: [], … Здесь - необязательный элемент, применяется в том случае, если требуется дополнительное уточнение способа приобретения данного умения. Принципиальным отличием содержательной компетенции и умений для ее освоения является то, что каждое из умений не может самостоятельно идентифицировать РО, но является необходимым для того, чтобы в соединении с другими умениями обеспечить формирование данной содержательной компетенции.
8 Примеры формулировок компетенций Универсальная инструментальная компетенция выпускника: «Применять информационные технологии для подготовки отчетных материалов». Ее содержательные компетенции: «Применять технологии текстового редактора MS Word для оформления отчетных материалов», «Применять технологии MS Excel для обработки данных», «Применять технологии MS PowerPoint для подготовки презентаций» и т.п. Умения выпускника для формирования содержательной компетенции «Применять технологии текстового редактора MS Word для оформления отчетных материалов»: Создавать и редактировать простейший текстовый документ; Создавать текстовый документ с использованием возможностей форматирования шрифта, абзацев, параметров страниц; Вставлять в текстовый документ графические иллюстрации с возможностью обтекания текстом; Создавать и форматировать в текстовом документе таблицы, колончатый и табулированный текст; Создавать и форматировать в текстовом документе списки различного уровня, надписи, колонтитулы, элементы автотекста и автозамены и т.п.
9 Знания и представления выпускника Для разработки образовательного процесса по формированию компетенций выпускника следует также разработать концептуальное описание предметной области обучения в виде знаний и представлений выпускника. Их перечень должен быть необходимым и достаточным для формирования умений в содержательных компетенциях выпускника и представляется в следующем виде: ЗНАТЬ:,, … ПРЕДСТАВЛЯТЬ:,, …
10 Уровни сформированности компетенций Для планирования процесса формирования содержательных компетенций и последующей оценки их сформированности следует устанавливать уровни, требования к которым выражают мнение о том, какие знания, представления и умения необходимы и достаточны для достижения соответствующего результата. На рисунке приведен пример трехуровневого дескриптора, определяющего общие требования к результатам сформированности содержательных компетенций в процессе подготовки выпускника.
11 Навыки выпускника В процессе освоения компетенций у выпускника формируются вполне определенные навыки, которые идентифицируют ожидаемые и достигнутые результаты их сформированности. Навыки по своему характеру делятся на интеллектуальные, практические и переносимые навыки. Интеллектуальный навык характеризуется по Блуму способностью применять полученные знания и представления, проводить анализ и оценку полученных решений, а также синтезировать и оценивать новые знания в изучаемой предметной области. Практический навык характеризуется готовностью применять изученные методы, модели, технологии и т.п. для решения типовых практических задач данной предметной области, а переносимый навык – способностью переносить приобретенные навыки на решение новых задач, в том числе и в других предметных областях подготовки.
12 Основы разработки компетентностной модели выпускника Компетентностная модель выпускника – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели и задачи, а также ожидаемые результаты по данному направлению, уровню и профилю (специальности) высшего профессионального образования. Ожидаемый результат подготовки идентифицируется с помощью универсальных и профессиональных компетенций выпускника. Универсальные компетенции выпускника инвариантны к видам профессиональной деятельности, т. е. являются надпрофессиональными. Профессиональные (специальные) компетенции выпускника описывают совокупность основных типичных черт какой- либо профессии, определяющих конкретную направленность ООП, ее содержания. Ниже приведена структура компетенций магистерской ООП в области техники и технологий.
13 Основы разработки ООП Основная образовательная программа (ООП) - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) ВПО. ООП строится на основе отбора компетентностно-ориентированного содержания для формирования компетенций выпускника. Перечень компетенций для идентификации ожидаемого результата ООП шире, чем в компетентностной модели выпускника. В этом перечне содержатся также и те компетенции, которые прямо не присутствуют в его модели, но являются необходимыми для реализации целостного образовательного процесса. Схематично на рисунке показан процесс формирования и испытания компетенций из его модели в образовательном пространстве S, а процесс формирования компетенций из ООП – в пространстве Q. При модульном построении ООП формирование компетенций происходит при изучении отдельного образовательного модуля, модульной дисциплины, а также при прохождении испытаний ожидаемого результата подготовки выпускников, позволяющих оценить готовность выпускника выполнять свою профессиональную деятельность.
14 Части ООП и формы контроля результатов сформированности компетенций выпускника Образовательный модуль является неделимой частью образовательной программы, имеющей логическую завершенность к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Образовательный модуль характеризуется единством содержания для формирования одной или нескольких однотипных, в том числе вариативных содержательных компетенций и измерения результатов уровня их сформированности в ходе рубежного контроля успеваемости студента. Модульная дисциплина является самостоятельной частью образовательной программы и состоит из одного или нескольких образовательных модулей, объединенных на основе общности целей и результатов обучения, воспитания. Дисциплина характеризуется единством содержания для формирования одной или нескольких взаимосвязанных компетенций выпускника и измерения результатов уровня их сформированности в ходе итоговой аттестации студента (экзамен, зачет, курсовой проект или курсовая работа). Испытания ожидаемого результата подготовки выпускников планируются как самостоятельные части образовательной программой и измерения результата сформированности компетенций выпускника в целом. Виды испытаний, их трудоемкость и содержание устанавливаются ООП.
Спасибо за внимание!