Живые буквы Учитель начальных классов – Нечеухина Л.М.
1.Использовать наглядность. 2.Познакомиться с происхождением слова. Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми.
МЕДВЕДЬ – «едящий мёд, мёдоед», т.к. ведает, где может находиться мёд. Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос.
Малина – образовалось от слова малый, т.к. ягода состоит из малых частей, ягодок-зёрнышек, имеет малиновый цвет. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
ТОПОР- произошло от общеславянского топати, что означало «рубить, ударять». Хоть и ростом невелик, А к почтению привык: Перед ним дубы и клёны, И берёзы бьют поклоны.
СНЕГИРЬ – птицу назвали так, потому, что прилетает она с севера с самым первым снегом. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды С первым снегом Тут как тут.
Столица - происходит от слова «СТОЛ».Когда-то главное место у стола называлось престолом, держать стол означало «держать власть». Поэтому главный город государства стали называть столицей. Как называются самые главные города в различных странах?
«Почему слово собака пишется с буквой о» Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на луну, которая похожа на букву «О» и грызть бублик, похожий на букву «О». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «О» и захотела с ней писаться. -Ну, хорошо, сказали ей, - будем писать тебя « бока». -Нет. Я так не хочу! С какого ещё бока?!- обиделась бака. -Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О». И стали её писать с «О». Вот так: С «О» БАКА. А потом просто собака. Так и до сих пор пишут. ( По О. Соболевской)
«Как петух объясняет, почему он имеет такое название» Петуха спросили дети: -Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: -Хорошо умею петь я. ( И. Коньков)
П__ ТУХ Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали " Петя " – Петь он любит на рассвете.
«Оживи» букву
ОЖИВИ КАРТИНКУ
СЛОВАРНЫЕ КРОССВОРДЫ Для того чтобы дети лучше закрепили словарные слова я провожу на уроках и такие задания
Лесной портной не шьет сорочек, на иглах он несет грибочки. 2. Великан в бору живет. Он сладкоежка – любит мед Когда испортится погода, Ложится спать он на полгода 3. Со свиньей они похожи, Пятачок есть, хрюкать может Он живет в глуши лесной Что это за зверь такой? 4. Кто с высоких толстых сосен В ребятишек шишку бросил, И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? 5. Пришла из леса птичница в рыжей шубке – кур пересчитала. 6. Прыгает ловко, любит морковку. Каких животных вы назвали? Назови слово, в котором букв больше, чем звуков Назови слово, в котором звуков больше, чем букв.
Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша, огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну, конечно, это … 2. Не часы, а тикает. 3. Елка наряжается … приближается. 4. Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прислони меня к стене – Найдется сразу дело мне. Какое слова необходимо проверить по словарю?
Творческие группы: 1.Этимологи 2.Художники 3.Затейники