Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов исследовательских заданий. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения сопоставление о оценка спектакля или кинофильма.
В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности; - в развитии способности к исследовательскому типу мышления; - в активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний
Основные цели, которые можно поставить при подготовке и проведении урока-исследования: - научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели; - научить учащихся предвидеть мини – проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели; - сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией); - сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.
Этапы урока аналитического исследования. Целеполагание- обсуждение текстов и заданий к нему, дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания. Целеполагание- обсуждение текстов и заданий к нему, дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания. Планирование – обсуждение темы, идеи текста, размышление над способом выполнения заданий, определение потребности в справочной литературе и словарях, выработка плана действий. Планирование – обсуждение темы, идеи текста, размышление над способом выполнения заданий, определение потребности в справочной литературе и словарях, выработка плана действий. Анализ текста, решение промежуточных задач. Анализ текста, решение промежуточных задач. Дискуссия – устный отчет о проделанной работе, уточнение, дополнение, формулирование выводов; учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения. Дискуссия – устный отчет о проделанной работе, уточнение, дополнение, формулирование выводов; учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения. Итоговая творческая работа. Итоговая творческая работа.
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо! Огромная, близкая, с каплей смарагда На кончике кисти прямой. Сад застлан, пропал за её беспорядком, За бьющей в лицо кутерьмой. Родная, громадная, с сад, а характером – Сестра! Второе трюмо! Но вот эту ветку вносят в рюмке И ставят к раме трюмо. Кто это, гадает, глаза мне рюмит Тюремной людской дремой? (1919) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо! Огромная, близкая, с каплей смарагда На кончике кисти прямой. Сад застлан, пропал за её беспорядком, За бьющей в лицо кутерьмой. Родная, громадная, с сад, а характером – Сестра! Второе трюмо! Но вот эту ветку вносят в рюмке И ставят к раме трюмо. Кто это, гадает, глаза мне рюмит Тюремной людской дремой? (1919)
Какую же роль отводит ему автор, возвращаясь к нему и варьируя от стихотворения к стихотворению? Души не взорвать, как селитрой залежь, Не вырыть, как заступом клад. Огромный сад тормошится в зале, В трюмо – и не бьет стекла! «Зеркало» «Зеркало»
Сопоставление со стихотворением «Плачущий сад». Ужасный! – Капнет и вслушается: Все он ли один на свете. Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель. ……………………………….. К губам поднесу и прислушаюсь: Все я ли один на свете, Готовый навзрыд при случае, Или есть свидетель.
Ночевала тучка золотая Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана На груди утеса-великана Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо! Огромная, близкая, с каплей смарагда На кончике кисти прямой.
Алгоритм анализа-исследования поэтического текста. 1. Семантический анализ - Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию. - Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. - Выписать лексические цепочки - Выявить сопутствующие образы - Выстроить все возможные ассоциативные ряды - Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.
11. Анализ изобразительных средств Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д. Выявить вспомогательные художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации, звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
111. Анализ стихотворения в контексте. 1. В контексте творчества самого автора 2. В контексте национального литературного процесса 3. В контексте мирового литературного процесса:
У учащихся формируется функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности, У учащихся формируется функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности, развивается способность к исследовательскому типу мышления, развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция на основе приобретения субъективно новых знаний активизируется личностная позиция на основе приобретения субъективно новых знаний Таким образом, в ходе урока-исследования
учащиеся самостоятельно достигают намеченные цели; учащиеся самостоятельно достигают намеченные цели; предвидят мини – проблемы, которые возникают на пути достижения цели; предвидят мини – проблемы, которые возникают на пути достижения цели; формируются умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией), навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта. формируются умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией), навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта. Цели, поставленные перед написанием итоговой работы