Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. А ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира История возникновения и развития метода проектов
Методические приемы создания проблемных ситуаций: Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение; Сталкивает противоречия в практической деятельности; Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; Предлагает рассмотреть явление с различных позиций; Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; Ставит конкретные вопросы; Ставит проблемные задачи.
Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности, в которых они формируются сначала ка общенаучные, а затем как специальные умения: Мыследеятельностные Презентационные Коммуникативные Поисковые Информационные Проведение инструментального эксперимента далее
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находит информацию, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Задачи проектного обучения по уровням и ступеням 1 уровень 2 уровень 3 уровень конец
1 уровень 1. 1.Формирование общеучебных умений и навыков необходимых для проектной деятельности 2. 2.Формирование элементов проектной деятельности 3. 3.Простые краткосрочные проекты индивидуальные и с простыми групповыми взаимодействиями 4. 4.Применение проектной деятельности в организации своего учения учащимися
2 уровень 1. 1.Формирование предметных умений как универсальных (общенаучных) 2. 2.Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровня 3. 3.Групповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня 4. 4.Применение проектирование в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении
3 уровень 1. 1.Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальные 2. 2.Развитие элементов проектной деятельности 3 уровня 3. 3.Участие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада 4. 4.Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач конец