Пётр Великий - «Чудо» или «Чудовище»? Выполнила Смольянова Т.И. учитель истории МБУ СОШ 93 Тольятти 2012 г
« Народ собирался в дорогу… Ждали вождя и вождь явился» С.М. Соловьёв Что хотел сказать автор этими строками? Продолжите фразы: а) «Любой правитель России первой четвертиXVIII века, оказавшись на месте Петра I,провёл бы следующие реформы…» б) «Только Пётр I в первой четверти XVIII мог осмелиться провести в России…» в) «При Петре Великом в России в - первые …» Объясните смысл выражения: «Реформы начни – люди находятся» Какие три основных черты имперской модели развития России, характерной для XVII века и особенно для XVIII века. выделяет историк В. Г. Хорос?
Группы Историки Политологи Социологи
Основополагающий вопрос Какой была бы Россия без реформ Петра Великого?
Проблемный вопрос: Кто же Пётр? «Варвар» или «цивилизатор»?. Вопросы: Дать общую характеристику эпохи ПетраI. Какое значение она имела для России? Для этого: Изучите материал используя различные источники: литературные издания, интернет – ресурсы Сравните разные трактовки по изучению данной темы. Оформите материал в виде презентации: « Кто же Пётр? «Варвар» или «цивилизатор»?.» Представьте отчет о проделанной работе. Социологи
Проблемный вопрос: Пётр Великий – «творец истории» или «псевдореформатор» Вопросы: 1.Замыслы реформ. 2.Согласились бы с выводом, что реформы Петра были вынужденными? 3.Основное содержание, ход и итоги 4.Сравнить Россию до начала и по завершении эпохи ПетраI? Для этого: Распределите задания между членами группы Используя разные источники найдите ответы на поставленные вопросы Заполните таблицу «Реформы Петра I» по следующим разделам: Сферы государственной и общественной жизни. Основное содержание реформ. Методы проведения реформ. Результат. Презентация: «Пётр Великий – «творец истории» или «псевдореформатор» ?» Политологи
Проблемный вопрос: Существуют разные подходы по оценки реформ Петра Великого. Чья точка зрения для вас более предпочтительна? Почему? Вопросы : Позитивные итоги ( С.М.Соловьёв и «государственная школа»)? Противоречивые итоги ( П.Н.Милюков, Н.А. Бердяев, «веховцы»)? Негативная оценка (славянофилы и современные «почвенники»)? Для этого: Распределить роли для работы над проблемой. Выяснить какие подходы по оценки реформ Петра Великого существуют. Представьте отчет о проделанной работе и ее результатах в виде Wiki статьи Подготовить буклет Историки
«спаситель Отечества» «типичный русский человек» «просветитель- универсалист» «наследник московского царства» «провозвестник всемирного призвания России» «интеллигент» «человек крайностей» «религиозный отступник»
Успешной работы !
Источники информации Интернет ресурсы: dyn.narod.ru/petr_I.htm&h=420&w=343&sz=24&tbnid=gLkkc_5XPNpnRM:&tbnh=91&tbnw=74&prev=/search%3Fq%3D%25 D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2580%2B1%26tbm%3Disch%26tbo%3Du&zoom=1&q=%D0%BF%D0%B5 %D1%82%D1%80+1&usg=__wK17SEEGm6-lM5OGP4g- Qc5xEGE=&docid=Mf_MgmJN6DR2BM&sa=X&ei=EiLrT8eKJIOX-wbKp6TOBQ&ved=0CGQQ9QEwBA&dur=547 – портрет Петра Ihttp:// dyn.narod.ru/petr_I.htm&h=420&w=343&sz=24&tbnid=gLkkc_5XPNpnRM:&tbnh=91&tbnw=74&prev=/search%3Fq%3D%25 D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2580%2B1%26tbm%3Disch%26tbo%3Du&zoom=1&q=%D0%BF%D0%B5 %D1%82%D1%80+1&usg=__wK17SEEGm6-lM5OGP4g- Qc5xEGE=&docid=Mf_MgmJN6DR2BM&sa=X&ei=EiLrT8eKJIOX-wbKp6TOBQ&ved=0CGQQ9QEwBA&dur= таблица Реформы Петра Ihttp://rhistory.ucoz.ru/publ/reformy_petra_1_tablica/ реформы Петра Ihttp://900igr.net/kartinki/istorija/Reformy-Petra-Pervogo/Reformy-Petra-Pervogo.html – Петр Ihttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I Другие источники: 1.Диск «История России XVI - XVIII» ОО 2.Диск История «Новая школа» Печатные источники: 1) Голуб Г.Б., Чуракова О.В.. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Методические рекомендации – Самара, )Иванова Е.О., ОсмоловскаяИ.М. Теория обучения в современном обществе. Москва. «Просвещение»,2011 3)Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Мастерская историка. Москва – «Вако» )Гукова В.В., Кравченко А.А. и др. История классы. Технология современного урока. Волгоград. Издательство «Учитель» )Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. « Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»2001