Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области
Научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели ; Научить учащихся предвидеть мини - проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели ; Сформировать у учащихся умение работать с информацией ( поиск источников, технология работы с информацией ); Сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта ; навыки работы и делового общения в группе.
Продумать учебные цели, которые будет преследовать исследовательская работа ; Определить число участников работы ( учащийся, группа учащихся и т. д.); Определить сроки работы над исследованием ; Продумать все возможные источники информации ( библиотека, консультации, лекции, наблюдения, Интернет, специальная литература и т. д.)
Обоснование актуальности выбранной темы Постановка цели и конкретных задач исследования Определение объекта и предмета исследования Выбор метода ( методики ) проведения исследования Описание процесса исследования Обсуждение результатов исследования Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Планирование Аналитический этап Этап обобщения информации Этап представления полученных результатов работы
Этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик : Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели исследования ; Ищет и собирает информацию, учитывая : Собственный опыт ; Результаты обмена информацией с другими учащимися, родителями, консультантами и т. д. Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т. д. Анализирует и интерпретирует полученные данные. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации, ее сравнения, классификации ; установления связей и проведения аналогий ; анализа и синтеза ; работы в группе, координации разных точек зрения посредством : Личных наблюдений и экспериментирования ; Общения с другими людьми ( встречи, интервьюирование, опросы ) Работы с литературой и средствами массовой информации ( в том числе через Интернет ).
Следит за ходом исследования, его соответствием целям и задачам ; Оказывает необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников ; Корректирует деятельность участников ; Обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.
На этом этапе осуществляется структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Учащиеся : Систематизируют полученные данные ; Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацией ; Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.
Продумать возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учащимися Составить список возможных форм обобщения итогов исследования на совместном обсуждении Обратить внимание участников исследования на те или иные способности каждого ученика, чтобы каждый осознал необходимость своего участия в работе Помочь учащимся обобщить полученные результаты, а также поделиться с товарищами знаниями и умениями, приобретенными в процессе работы Составить совместно с учащимися план презентации : согласовать форму, определить участников, сроки, ответственного.
Заранее продумать, как лучше применить индивидуальные способности каждого участника работы ; Определить время для подготовки и проведения презентации ; Оказать помощь учащимся в выборе формы проведения презентации ; Помочь учащимся определить собственные достижения и выявить нерешенные проблемы ; Обсудить с учащимися перспективы продолжения работы над данным проектом.
Мотивации учащихся к проведению исследований ; Выработке умений и навыков групповой работы ; Выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы ; Мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений.