Библиотека 2.0. Основа современного образования.
О сервисах Web 2.0…
Используемые нами средства Блоги Гугл ВикиВики Ютьюб Фликр Stixcy ….. Текстовый редактор Электронные таблицы Редактор презентаций Готовые диски с «уроками» Интернет Музыкальные редакторы Графические редакторы ….. + Сервисы Веб2.0
Что такое Web 2.0 Несколько лет назад этого термина не существовало в природе, сейчас поисковая система Google выдает 871 миллион ссылок на документы, где упоминается понятие Web 2.0. Web 2.0 признали главным словом 2006 года. Ввел термин Тим ОРейли (2005 год)
Что такое Web 2.0 Второе поколение сетевых сервисов в Интернет Социальные сервисы - сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповое взаимодействие пользователей сети Интернет Обмен информацией Массовые публикации Совместная работа
В основе технологий Web 2.0 лежат следующие принципы: Принципы Web 2.0 Принцип коллективизма Принцип кооперации Принцип открытости Принцип интерактивности
Отличия Web и Web 2.0 WebWeb 2.0 Контент создается и контролируется владельцами серверов и сайтов Контент создается пользователями Самостоятельная работа пользователя в сети Работа в сетевом сообществе Принятая иерархия, таксономия Меняющаяся, народная классификация Лидерство = владение ресурсом Коллективный разум = изменчив, но устойчив
Возможности сервисов Web 2.0 Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов Упрощение процесса создания материалов и публикации их в сети Освоение новых форм деятельности Сотрудничество с другими людьми
Сетевое сообщество Это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств Сеть документов (Интернет) Компьютерная сеть (Интернет) Программное обеспечение (сервисы Веб 2.0) Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы
цели, интересы, потребности, ресурсы, к которым участники сообщества имеют доступ, контекст, язык общения. Сетевое сообщество
Веб 2.0 позволяет организовать коллективную деятельность: создание и совместное использование медиа- материалов (фотографий, видео, аудиозаписей); совместное создание и редактирование гипертекстов; совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов; совместное обсуждение документов в сети; совместное редактирование и использование карт и схем; совместное хранение закладок.
Общие черты социальных сервисов Регистрация пользователей для публикации материалов; Возможность просмотра размещенной на сервисе информации с любого компьютера; Хранение как в закрытом режиме, так и в открытом; Систематизация информации и поиск с помощью тэгов (ключевых слов); Обсуждение материалов; Объединение материалов в тематические группы.
Сервисы Web 2.0 Поисковые системы Хранение закладок Редактир. текстов Хранение медиа Yandex Del.icio.us БобрДобр Блоги ВикиВики Живой журнал ФотоВидео Аудио Презентации Flickr Фотодия Рутьюб Youtube SlideShare Сервисы Google Почта, календарь, документы, сайты и т.д.
Особенность Web 2.0 Привлечение пользователей к наполнению и многократной выверке контента Успех сервисов Web 2.0 зависит от того, насколько пользователи участвуют в их наполнении содержанием Главная роль в Web 2.0 отводится человеку, а не технологиям.
О библиотеке 2.0…
Библиотека - важный элемент для развития современного общества, основанного на знаниях
Современная библиотека Необходимость адаптации Поддержка интересов современного читателя
Web 2.0 Библиотека Технологии Web 2.0 Библиотека 2.0 Что такое библиотека 2.0
Что такое библиотека 2.0? Термин ввёл Майкл Кейси в блоге LibraryCrunch (2006 год) Он считает, что многие сервисы Web 2.0 могут быть применимы: в работе библиотеки; в работе библиотекаря и читателя; для функционирования библиотечных сообществ; для поддержки совместной работы пользователей библиотек.
Это место: где посетители могут получить желаемое, а не то, что по мнению библиотекарей является таковым; где посетители не только получают информацию, но и создают ее сами. (т.е. пользователь становится активным участником библиотечного процесса). Лигун Т.А., главный специалист Фонда поддержки образования (Санкт-Петербургский государственный университет), статья «Библиотека 2.0» Основная идея концепции Библиотеки 2.0.
Браузер + приложение Web возможность совместной работы = электронный каталог; Вовлечение пользователей библиотеки в проектирование и внедрение услуг; Возможность для пользователей библиотеки создавать и модифицировать предоставляемые библиотекой услуги; Взращивание и интеграция идей и продуктов из периферийных областей в библиотечную сферу; Постоянное изучение и корректировка услуг, готовность в любое время к их замене на более новые и улучшенные. Основные принципы Библиотеки 2.0
Открытый доступ к книгам; Системы управления электронной подпиской; Одновременный поиск по всем электронным ресурсам; Каталог с возможностью добавления комментариев, подборки книг; Актуальные новости библиотеки; Виртуальное справочное обслуживание; Участие в дистанционных проектах; Библиотека имеет "пространство" в социальных сетях, создает и ведет свои блоги и вики. Основные признаки библиотеки 2.0
Ключевые задачи Библиотеки 2.0 Внедрение инноваций; Создание сообщества единомышленников, которые могут получить знания через участие в социальных сервисах; Поощрение пользователей делиться их идеями через письма, комментарии обо всем, что касается библиотечной коллекции и обслуживания; Поощрение пользователей библиотечных сообществ участвовать, внося вклад своими мнениями на ресурсы, которые они использовали и новые, к которым они хотели бы получить доступ. Касаются не того, как обеспечить доступ к книгам и информации!!!
Изменения в школьной библиотеке Из физического пространства (хранение книг, занятия по привитию любви детей, подростков к чтению) Библиотека становится виртуальной, ее функции значительно расширяются до междисциплинарных сетевых сообществ, поддерживающихся технологиями Web 2.0. Активно взаимодействующее сетевое пользовательское сообщество участников образовательного процесса, в котором по мере развития новых средств деятельности происходит совместный процесс эволюционных изменений в поведении и привычках, формах и методах получения и размещения информации, обмене знаниями, общения и обучения.
Сервисы для редактирования текстов (Wiki, блог, микроблоггинг) Сервисы хранения файлов (DocMe) Сервисы для хранения видео Сервисы для хранения фотографий Сервисы хранения подкастов Сервисы интерактивного общения (ICQ,блог, Skype) Социальные сети (Одноклассники, В Контакте) Сервисы для хранения закладок Сервисы Google (электронная почта, документы, календарь, переводчик, сайты, формы для опросов) Какие сервисы Web 2.0 можно использовать в Библиотеке 2.0
О современном библиотекаре…
Библиотекарь и библиотека Библиотека - жизненно важная часть школьного образования; Библиотекарь – активный член педагогического коллектива; Библиотекарь - обучает информационной грамотности школьников в процессе их самостоятельных учебных исследований; Библиотекарь - повышает уровень чтения с помощью письменных отзывов, в том числе, в Интернете (блоги, вики, сервисы Web 2.0); Библиотекарь - консультирует участников педагогического процесса по работе с компьютером, мобильными технологиями и электронными текстами.
Изменения в школьной библиотеке Меняется библиотека Меняется библиотекарь Его роль в образовательном учреждении становится совершенно особенной Этому способствует: внедряющиеся в обучение и повседневную жизнь электронные книги; мобильные технологии; социальные сервисы и инструменты Web 2.0.
Изменения в школьной библиотеке Работа библиотекаря направлена на процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях и во внеурочное время.
Библиотеки школ – важная составляющая в системе обучения и образования Умение читать – основа для обучения, личностного развития и удовольствия. Информационная грамотность (цифровая, визуальная, текстовая, технологическая) – основа для использования развивающихся технологий как важного средства обучения в настоящем и будущем. Информационная культура – основа соблюдения этических норм при сборе, оценивании и использовании информации, ответственного и безопасного использования социальных сервисов и инструментов. ФГОС
Библиотеки школ – важная составляющая в системе образования Эффективность обучения школьников увеличивается при возможности взаимообучения и совместной учебы Ученики должны развивать умение делиться знаниями и учиться вместе с другими, как при непосредственном общении, так и с помощью технологий, чему в настоящее время способствуют социальные Web 2.0 Существует прямая связь между успеваемостью школьников и деятельностью школьных библиотек
Главные принципы построения Библиотеки 2.0 с точки зрения библиотекаря: ориентация на пользователя; использование всех доступных технологических новшеств; вовлечение пользователей в совершенствование библиотечных сервисов; охват как можно большего количества посетителей; постоянное развитие в сторону совершенствования; широкое использование сервисов Web 2.0.
Библиотекарь 2.0. Кто он? Стремится понять возможности и изучить главные инструменты Web 2.0 и Библиотеки 2.0; Стремится комбинировать е-ресурсы и печатный формат; Непредвзят по отношению к техническим устройствам, использует все от лэптопа до ipad; Соединяет людей, технику и информацию; Включает не только текстовую информацию, понимая ценность иллюстраций, анимаций и звуковой информации; Использует новейшие инструменты коммуникации для связи информации и людей; Поощряет пользователей принимать участие в дискуссиях, предоставляя возможности новых сервисов; Использует и развивает сетевые социальные сервисы.
«Веб это отношение, а не технология». Иэн Дэвис Технология лишь дает нам средства, с помощью которых можно реализовать ряд общих целей во всем библиотечном секторе. Принятие концепции «Библиотека 2.0» не означает, что необходимо пересмотреть все аспекты библиотечного обслуживания, но теперь библиотекари должны научиться адаптироваться к современным изменениям. Библиотека 2.0
Портал ТолВики
Wiki-Сибириада
Блог Медиатека школы (Ястребцева Е.Н.)
Блог Медиатека школы (Ястребцева Е.Н.)
Страница группы Раздел: Летописи Тольятти Подраздел: Категории Категория: Библиотечное дело Статья Обучение библиотекарей (вся работа на курсах начинается с этой статьи)