Педагогический Совет Реализация принципов НОВОЙ ШКОЛЫ в условиях эксперимента
Повышение конкурентоспособности российского образования – критерий высокого качества Повышение конкурентоспособности российского образования – критерий высокого качества
ОБРАЗОВАНИЕ В 2009 году в Российской федерации 650 тысяч выпускников школ. К 2010 году оно еще уменьшится на 23%. Общее образование: сокращение числа обучаемых к 2010 году составит 23%; НПО: к 2010 году составит 36%; СПО: к 2010 году составит 26%; ВПО: до 2006 года – рост, далее – сокращение к 2010 году на 16%.
ОБРАЗОВАНИЕ В государственных вузах в среднем по РФ обучается 57% контрактников и 43% бюджетников. По окончании вуза из бюджетных студентов 55% работают не по профилю полученной специальности. В среднем по РФ из числа обучающихся в вузах студентов 71% являются контрактниками. Выводы: качество образования (а оно определяется уровнем востребованности) диктуется контрактными студентами; бюджетное финансирование используется нецелевым образом, так как далее студенты-бюджетники не работают по специальности.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Признание иностранных степеней/дипломов/квалификаций благодаря их сопоставимости Свобода выбора курса обучения в любой точке Европы Мобильность студентов, преподавателей, ученых Наличие прозрачных и эффективных систем контроля качества
Проблемы вхождения в европейское пространство - 1 Трудно сопоставить уровень квалификации и качество образования Информационный вакуум – клуб, обязанность или необходимость? Кредит – учебный час Различные иерархии квалификаций Существенные различия в принципах разработки учебной документации
Проблемы вхождения в европейское пространство - 2 Различия в системах разработки стандартов Различия в принципах преподавания: индивидуальное-коллективное Знания-практика применения знаний Различия в системах подтверждения и контроля качества Язык преподавания и уровень владения языком
ПРОБЛЕМЫ Неодинаковая трактовка терминов и понятий Образовательную среду формирует вуз/рынок Различия в системах трудового законодательства и доступа к профессии Мобильность требует немалых денег
Цель : Повышение эффективности командной работы в условиях эксперимента с учетом принципов развития НОВОЙ ШКОЛЫ, что позвол ит осознать собственную ценность в команде и почувствовать эффективность командной работы
Задачи Создание в коллективе установки на достижение общих целей Создание и укрепление благоприятного психологического климата Сплочение коллектива Раскрытие личностного потенциала сотрудников Повышение эффективности труда
НОВАЯ ШКОЛА Сильная советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, обеспечить массовое унифицированное образование людей индустриального общества. Образование давалось надолго для профессиональной деятельности человека в одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни.
НОВАЯ ШКОЛА В эпоху быстрой смены технологий главное - формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.
НОВАЯ ШКОЛА изучать в школах не только достижения прошлого, но способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия: изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
НОВАЯ ШКОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭТАЖИ ПРОФЕССИЯ « НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ШКОЛЫ » ПОРТФОЛИО педагоги будут получать персональные бюджетные сертификаты на переподготовку и сами определят, кому отнесут деньги. В обучении учителей - модульный принцип, когда учитель сможет повышать квалификацию в различных учреждениях и организациях.
НОВАЯ ШКОЛА Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются: развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность); сформированность умения решать задачи; сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
НОВАЯ ШКОЛА развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.); сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).
НОВАЯ ШКОЛА в школе будущего дети будут больше учиться сами, задача учителя - научить их учиться; максимум современных обучающих технологий; игровые и другие инновационные методы обучения в полном объеме; в школе будущего дети не только получают знания, но и учатся применять их на практике.
Младшие школьники осваивают умение учиться (формирование мотивации к дальнейшему обучению). Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности.
НОВАЯ ШКОЛА Профилактика безнадзорности, правонарушений, - составляющая деятельности школы. Вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
НОВАЯ ШКОЛА Новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания; грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети
НОВАЯ ШКОЛА Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.
Ключевые направления развития общего образования 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. 4. Современная школьная инфраструктура. 5. Здоровье школьников..
предстоит разработать и внедрить 1. В направлении обновления образовательных стандартов: новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;
В направлении обновления образовательных стандартов: систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.
В направлении поддержки талантливых детей: деятельность специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
В направлении поддержки талантливых детей внедрить: систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста; обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;
В направлении поддержки талантливых детей: расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников; модели дистанционного, заочного и очно- заочного образования учащихся; систему обеспечения и консультационно- методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
3. В направлении развития учительского потенциала: практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование; новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне;
3. В направлении развития учительского потенциала: модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
3. В направлении развития учительского потенциала: новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.
4. В направлении развития школьной инфраструктуры : модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;
3. В направлении развития учительского потенциала: модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников; модели деятельности автономных учреждений общего образования.
5. В направлении обеспечения здоровья школьников: новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
3. В направлении развития учительского потенциала: рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
НОВАЯ ШКОЛА ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Новая школа У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.
Новая школа При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях содержание образования; детско-взрослая общность; статус учителя; инфраструктура обеспечения образовательной деятельности; культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе.
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов: переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы; переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ- компетентностью.
Культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе. Это предполагает дальнейшее развитие культуры управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и построению новой массовой российской школы (подчеркнем, что современная школа должна быть массовой, а не эксклюзивной).
Эти направления современной школы рассматриваются через категорию управления качеством образования. Основой формирования нового качества образования становится внутришкольная система управления качеством образования, сочетающая в себе внутришкольный и внешний контроль. Создание и развитие таких систем предполагает складывание и укрепление институтов и форм оценки качества: самоаудит, общественно-профессиональная экспертиза, добровольная система сертификации, сравнительная оценка с аналогичными по виду или направленности деятельности образовательными учреждениями, участие в городском мониторинге и диагностике и международных исследованиях качества образования.
ЭКСПЕРИМЕНТ Важная задача образования- его правовая составляющая, направленная на преодоление правового нигилизма.
Формирование правовой компетентности несовершеннолетних включает а) правовую информированность; б) правомерное социально-активное поведение; в) уважение к правам человека, традициям и культуре народов России
Формирование правовой компетентности несовершеннолетних Достижение необходимого уровня правовой грамотности личности для защиты своих прав и понимания необходимости выполнять свои обязанности перед семьёй, обществом и государством Решение вопросов профессиональной ориентации и социального самоопределения личности
ВОПРОСЫ К ПРОЕКТУ Каким должно быть образование? Каково Ваше мнение о внедряемых стандартах и оценке качества образования? Как найти талантливых детей и поддержать их? Нужно ли обновлять и как систему повышения квалификации учителей? Какие стимулы смогут привлечь в школу талантливые кадры? Как заботиться о здоровье школьников? Нужны ли индивидуальные программы развития?