Национальная программа поддержки и развития чтения: успехи и неудачи ВСЕРОССИЙСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС: XV ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность по поддержке и развитию чтения: научно-методическая база (г. Сыктывкар, 30 октября 2012 г.) Паршакова Анастасия Валерьевна Заместитель директора.
Advertisements

Кузьмин Евгений Иванович, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председатель Межправительственного совета и Российского комитета.
Национальная программа поддержки и развития чтения Составитель: Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Фролов В.В. Начальник отдела дополнительного образования, воспитания детей и молодежи.
Евгений Кузьмин, Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Начальник Отдела архивов и библиотек Министерства культуры и.
ВНЕШЕЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ГОРОДА ТОМСКА (Г ОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ГГ.) К ОМИТЕТ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ К ОМИТЕТ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
ПЛАН мероприятий по подготовке и проведению мероприятий, проводимых в Кировской области в 2015 году в рамках Года литературы ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
«ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТАЛ». Поликультурный студенческий центр ______________________________________________________________________.
Актуальные проблемы развития системы центров по работе с книжными памятниками И.П. Тикунова, начальник Управления системой фондов РГБ,
Пресс-служба Минсельхоза России. На фоне устойчивого роста национального АПК, повышения его роли в масштабах экономики государства, увеличивается интерес.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
Общешкольный экспериментальный проект «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА»
ПРОЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «Духовно-нравственное воспитание обучающихся и педагогическое образование родителей» Дубровина Ольга Николаевна МБОУ «Кузьминская.
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» Программа развития Федерального детского.
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОКЛАД проф., д.п.н. Керимов Ф.А. Перспективы развития системы научно-технической информации.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
Роль структурного подразделения «Центр информатизации» в развитии образовательной системы Центрального района Кириллова Т. О. заместитель директора по.
Транксрипт:

Национальная программа поддержки и развития чтения: успехи и неудачи ВСЕРОССИЙСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС: XV ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ Томск, мая 2010 г. Кузьмин Евгений Иванович президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Этапы Национальной программы 1 этап (2007–2010 гг.): создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения 2 этап (2011–2015 гг.): системное укрепление инфраструктуры 3 этап (2016–2020 гг.): реализация заложенного потенциала

Цели 1 этапа реализации системно-аналитическое описание проблем и текущего состояния развития чтения в России разработка и внедрение эффективных механизмов укрепления инфраструктуры создание организационных предпосылок для успешной реализации Программы и дальнейшего функционирования инфраструктуры чтения получение быстрого эффекта там, где это возможно

Основные элементы инфраструктуры чтения библиотеки и культурно-просветительские учреждения система образования книжная индустрия индустрия производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, электронные издания и т.п.) система популяризации чтения система подготовки кадров для инфраструктуры чтения система научных исследований и научно-методической работы в сфере чтения

Достижения 1 этапа активизация деятельности в сфере поддержки чтения более профессиональное восприятие проблемы чтения начало разработки и реализации отдельных региональных программ развития чтения возникновение определенного общественного интереса к проблемам чтения проведение различных акций, в том числе инновационного характера

Достижения 1 этапа рост числа публикаций по различным аспектам чтения в профессиональной печати зарождение интереса к тематике чтения у небиблиотечных изданий появление разделов, посвященных чтению, на веб- сайтах библиотек использование агитационных и рекламных средств («литературное» оформление городского транспорта, плакаты, рекламные стойки, баннеры, растяжки и т.д.)

Достижения 1 этапа специальные семинары в рамках крупнейших международных и всероссийских конференций, конгрессов, фестивалей чтения межрегиональные конференции и семинары в городах России общероссийские конкурсы лучших идей и проектов в области поддержки и развития чтения появление центров чтения в крупных библиотеках

Достижения 1 этапа ежегодные итоговые конференции под общим названием «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, Президент-Отель) курсы повышения квалификации в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) на базе уникальных программ

Научно-методическая база Программы

Методические рекомендации

Неутешительные выводы недостаточно полное и глубокое осознание проблем чтения даже на уровне политической и интеллектуальной элиты страны истощение слоя квалифицированных читателей неуклонное снижение общественного интереса к библиотекам среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности увеличение доли россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю возрастающая невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения падение интереса к научной литературе, литературно- художественным и общественно-политическим журналам смещение издательской политики в сторону выпуска литературы сниженной информационной ценности

Неутешительные выводы утрата традиций семейного чтения ухудшение владения родным языком и снижение уровня грамотности населения утрата ценностных ориентиров в литературной культуре убежденность в том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом недостаточная скоординированность действий различных институтов поддержки чтения отсутствие взаимодействия с системой образования сохранение негативных тенденций и общее ухудшение ситуации в сфере чтения

Частота и активность чтения

Чтение газет

Чтение журналов

Чтение в Интернете Сегодня возможности электронной сети как источника текстов используют не более 15% взрослых россиян Чтение в Интернете в % к числу опрошенных учебная литература 6 специальная литература 6 газеты и журналы 4 тексты на информационно- новостных порталах 4 художественная литература 3

Мониторинг региональной политики и деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения: основные тенденции постепенное осознание того, что активизация деятельности по продвижению чтения поможет населению и органам власти в решении жизненно важных, социально-значимых проблем мероприятия по продвижению чтения проходят во всех регионах России

Мониторинг региональной политики и деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения: мероприятия по продвижению чтения фестивали книги и чтения литературные конференции встречи с писателями лекции литературные чтения презентации книг выставки печатной продукции конкурсы (книга года, лучшая библиотека, самая читающая семья, конкурс чтецов, создание рукописных книг, иллюстраций) кампании по чтению книг определенного писателя акции «Читающий край/город» дни и недели книги (в том числе детской и юношеской) мероприятия, приуроченные ко Дню книги и авторского права совместные акции со СМИ и видеослужбами создание интернет-ресурсов создание литературных карт региона

Мониторинг региональной политики и деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения: выявленные проблемы откровенная недооценка глубины проблем чтения самоуспокоенность, пассивное и в ряде случаев потребительски выжидательное отношение к тому, что проблемы чтения могут разрешиться сами собой или должны решаться исключительно (или преимущественно) при поддержке государства определённая инерция методов работы и оценки достигаемых результатов отсутствие дифференцированного адресного характера мероприятий (активной работы с взрослым работающим населением, конкретными профессиональными, этнокультурными, гендерными группами и т.д.) слабое знакомство, упрощённое понимание и чаще всего даже неверное восприятие целей, задач, методов и других основных концептуальных положений Национальной программы поддержки и развития чтения

Значимые особенности Национальной программы чтение не исключительно художественной литературы, а литературы различных жанров, разнообразной тематики и проблематики чтение не только книг, но всех типов и видов изданий не просто вовлечение в чтение нечитающих людей, приучение к чтению подрастающего поколения, а изменение содержания и объемов чтения всех социальных групп работа не исключительно библиотек, а всех институтов поддержки и развития чтения не простое увеличение количества массовых (в достаточной степени безадресных) мероприятий, а целенаправленная планомерная и адресная работа с различными социальными и читательскими группами

Общие выводы кризис чтения в России приводит к ослаблению позитивных и усилению негативных тенденций в развитии страны усилия, направленные на преодоление кризиса чтения, недостаточны или малоэффективны необходимы более широкая политическая и информационная поддержка деятельности по продвижению чтения, адекватное финансирование, современное методологическое и научно- методическое сопровождение

Необходимые меры сохранение и наращивание усилий по поддержке и развитию чтения признание важности Национальной программы поддержки и развития чтения на уровне отдельных федеральных ведомств, региональных администраций пересмотр содержания культурной и образовательной политики, активное культурное просвещение повышение квалификации работников всех институтов поддержки и развития чтения

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» Национальная информационная политика: базовая модель (2010) раздел «Демократизация доступа» Национальные информационные системы Обеспечивать создание систем сбора, упорядочения, хранения и распространения информации по различным отраслям и секторам. Публичные библиотеки и поддержка чтения Обеспечить развитие и создание библиотек – как цифровых, так и традиционных, пропагандировать чтение и ценность книг, поощряя книгоиздание и книгораспространение путем разработки национальных планов чтения. Распространение научно-технической информации Поддерживать государственные учреждения, работающие в сфере науки и техники, и способствовать продуцированию и распространению научно-технической информации.

Спасибо за внимание!