Корпоративные технологии и система качества библиотеки: новые возможности развития Чуприкова Н.Т., главный технолог Размарилова Н.И., заместитель директора Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета
Введение Уровень жизни страны определяется уровнем качества продукции и услуг, производимых ее населением Уровень качества продукции и услуг определяется качеством менеджмента (Современная формула процветания)
Менеджмент качества Успех в конкурентной борьбе – на стороне той организации, которая наиболее полно удовлетворяет запросы потребителей в продукции или услугах высокого качества по приемлемой цене Процесс ориентации на качество товаров и услуг логически привел к созданию систем менеджмента качества
Стандарты ISO серии 9000 Современные подходы к формированию, внедрению технологии и процедур систем управления качеством любых организаций отражены в международных стандартах ISO серии 9000 ISO 9000 – это стандарты управления качеством Серия отражает минимальный набор требований к системам качества организаций, необходимый для обеспечения их конкурентоспособности
Стандарт ИСО 9001:2000 В стандарте ИСО 9001:2000 изложены требования к системе менеджмента качества, позволяющей управлять, обеспечивать и гарантировать качество создаваемой продукции или услуг Стандарт ИСО 9001:2000 базируется на принципах TQM (тотальное управление качеством)
Зачем нужна сертификация Повышение качества услуг или продукции Совершенствование системы управления Повышение эффективности деятельности Повышение имиджа Получение конкурентных преимуществ при участии в международных проектах, грантах
Основные принципы СМК Ориентация на потребителя Лидерство руководителей Вовлечение сотрудников Процессный подход Системный подход к управлению Постоянное улучшение Принятие решений, основанных на фактах Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Ориентация на потребителя Организации зависят от своих потребителей – должны знать и понимать их потребности и стремиться превзойти их ожидания Миссия отвечает на вопрос: «Кто мы, для кого мы и каковы наши цели?» «Миссия АРБИКОН – обеспечение высокого статуса библиотек в социальной и экономической сфере деятельности страны в эпоху цифровых технологий за счет внедрения ИКТ в библиотеках и эффективного их использования»
Ориентация на потребителя «Миссия ТПУ заключается в том, чтобы нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу и Российскому государству видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококлассных специалистов и эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования»
Ориентация на потребителя «Миссия НТБ ТПУ заключается в том, чтобы предоставить каждому пользователю качественный и эффективный доступ к любым информационным ресурсам, которые способствуют их образовательной, научной и профессиональной деятельности, к записанной мудрости, опыту и идеям других, содействовать культурному воспитанию коллектива университета, граждан города и области, быть проводником культуры, науки и новейших технологий»
Процессный подход Любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс и потому может быть улучшена Качество – это результат оптимизации процессов деятельности, а не контроля качества конечной продукции или услуги Качество начинается с цели организации Функционирование любой организации это сеть взаимосвязанных и взаимодействующих процессов
Процессы управления Вход – цели и задачи Выход – управляющие воздействия Планирование, распределение ответственности и полномочий, информирование….
Бизнес-процессы Вход – потребности и ожидания клиентов Выход – продукция или услуга Основные процессы
Обслуживающие процессы Вход – потребности бизнес-процессов Выход – ресурсное обеспечение Обеспечение персоналом, оборудованием, материалами….
Процессы измерения, анализа и улучшения Вход – данные измерений Выход – решения по корректировке целей или о перераспределении ресурсов Самооценка, мониторинг, контроль, внутренние аудиты …
Бизнес-процессы АРБИКОН Создание и предоставление информационных ресурсов Разработка единых требований к представлению библиографических записей текущей библиографии аналитической росписи лингвистического обеспечения
Документирование СМК Нужный документ – в нужное время на нужном месте Результативность и эффективность СМК зависит от того, насколько она качественно документирована Документация СМК – совокупность документов, определяющих построение, функционирование и улучшение системы Документы предписывающие Документы подтверждающие
Система документации СМК Политика в области качества, цели в области качества, Руководство по качеству Устанавливают общий подход, состав системы и ответственность руководства А Документированные процедуры В Устанавливают что, кто, когда Рабочие инструкции С Устанавливают, каким образом D Записи по качеству Фиксируют выполнение действий
Документирование процессов АРБИКОН Создание и предоставление информационных ресурсов «Корпоративный профиль АРБИКОН» «Руководства пользователя…» Разработка единых требований к представлению библиографических записей только на уровне корпораций
Принцип постоянного улучшения P – планирование разработка цели и процессов, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями пользователя и политикой организации D – осуществление внедрение процессов C – проверка постоянный контроль и измерение процессов в сравнении с политикой, целями и требованиями на услуги и информирование о результатах A – действие действия по постоянному улучшению показателей процессов P D C A
Ожидаемые результаты Лучшее обслуживание пользователей Максимальный учет потребностей пользователей Совершенствование технологических процессов Единая система документации Укрепление отношений потребитель-поставщик Повышение имиджа Уверенность потребителей, что они обслуживаются по высшему разряду
Заключение Качества достигнуть просто, если организация уже сертифицирована по ISO 9001 Даже внедрение отдельных элементов стандартов системы менеджмента качества – престижно Понимание объема работ для библиотечной отрасли в целом Вы – лидер
Благодарим за внимание! Чуприкова Наталья Трофимовна, главный технолог НТБ ТПУ Размарилова Наталья Ивановна, Заместитель директора НТБ ТПУ ЛИБКОМ 2004