Использование здоровьесберегающих технологий как фактор повышения качества образования МОУ СОШ 3 г. Красноармейск, 2011 год.
В национальной образовательной инициативе « Наша новая школа » определены ключевые направления развития общего образования. И среди них - здоровье школьников. « Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большое внимание необходимо уделять качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников … Насыщенная интересная школьная жизнь должна стать важнейшим условием формирования здорового образа жизни. »
Учитель может сделать для сохранения здоровья школьников не меньше, чем врач. Забота о здоровье обучающихся –обязанность каждой школы, каждого учителя.
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко Здоровье – это: состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия человека. состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия человека. динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием всех систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием всех систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.
-определить проблемные, « болевые точки », требующие принятия конкретных системных мер; -выделить приоритетное направление деятельности; -определить механизмы и ресурсное обеспечение, необходимые для решения поставленных задач на ближайшие годы и на перспективу; -выстроить алгоритм достижения цели, которую мы формулируем следующим образом: в процессе образования воспитать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов.
-Приказ Минобрнауки России от « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников » ; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; - Приказ Министерства здравоохранения РФ от «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»; - Постановление Правительства Российской Федерации от « О реализации экспериментального проекта « Школьное питание » ; - Федеральная целевая программа « Дети России » ; - Федеральная целевая программа « Повышение безопасности дорожного движения » в годах; - Постановление коллегии Минобрнауки России от « О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях » ; - Приказами Министерства образования Московской области; - Постановлениями и распоряжениями учредителя школы, приказами отдела образования; - Приказами и другими нормативными актами администрации школы
Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье обучающихся Здоровье обучающихся уроки физкультуры спортивные секции и кружки внеурочная деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителей Организация уроков вид учебной деятельности технологии стиль преподавания оценка знаний объем домашних заданий Режим функционирования школы режим дня расписание учебных занятий питание санитарно- гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) режим перемен учебный план выбор УМК выбор программ
Условия образовательной деятельности, отрицательно влияющие на здоровье обучающихся: информационные перегрузки; информационные перегрузки; несовершенная организация учебной деятельности; несовершенная организация учебной деятельности; недостаточная двигательная активность; недостаточная двигательная активность; не всегда обоснованный переход на не всегда обоснованный переход на 5-дневную неделю;
авторитарно-репродуктивная система обучения; авторитарно-репродуктивная система обучения; низкий уровень валеологической компетентности педагогов; низкий уровень валеологической компетентности педагогов; низкий уровень культуры здоровья обучающихся, родителей и учителей; низкий уровень культуры здоровья обучающихся, родителей и учителей; нарушение системы полноценного питания; нарушение системы полноценного питания; негативное влияние средств массовой информации. негативное влияние средств массовой информации.
Учебный год Группы здоровья IIIIIIIV 2009/ /
Здоровьесберегающие образовательные технологии системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье обучающихся и педагогов; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье обучающихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Типы технологий здоровьесберегающиеоздоровительные технология обучения здоровью воспитание культуры здоровья
Здоровьесберегающие –технологии, создающие безопасные условия пребывания, и работы в ОУ, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка Здоровьесберегающие –технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в ОУ, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка диспансеризация обучающихся; профилактические прививки; обеспечение двигательной активности; витаминизация; аромотерапия, мероприятия в период повышенной заболеваемости ОРВИ и т.д.
Оздоровительные – технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья обучающихся физическая подготовка; гимнастика; закаливание; физиотерапия; массаж.
Технологии обучения здоровью – гигиеническое обучение и образование обучение гигиеническим навыкам; профилактика травматизма; профилактика злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами; включение в образовательную программу школы новых курсов из вариативной части БУП («Разговор о правильном питании», «Расти здоровым», «Твое здоровье» и т.д.).
Воспитание культуры здоровья формирование духовно-нравственного здоровья; воспитание личных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья; формирование мотивации на ведение здорового образа жизни; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье родных и близких.
Валеологические подходы к анализу урока 1.Личностно-ориентированный подход в обучении ДаНет10 2.Режим проветривания соблюден ДаНет10 3.Температурный режим соблюден ДаНет10 4.Продолжительность урока соответствует возрасту ДаНет10 5. Физкультпаузы ЕстьНет10 6. Стиль общения АвторитарныйЛиберальныйДемократичный Психотравмирующие ситуации на уроке ЕстьНет10 8. Позиция учителя ВзрослыйРодительРебенок Работоспособность обучающихся Отсутствие усталости Отмечена усталость Положительный эмоциональный настрой ДаНет10
Оценка результатов: 7-10 баллов – высоковалеологичный урок; 7-10 баллов – высоковалеологичный урок; 4-6 баллов – средний уровень валеологичности урока; 4-6 баллов – средний уровень валеологичности урока; 0-3 балла – низкий уровень валеологичности урока; 0-3 балла – низкий уровень валеологичности урока; при определении уровня работоспособности 1 балл дается, если более 50% обучающихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу урока; при определении уровня работоспособности 1 балл дается, если более 50% обучающихся не имеют выраженного снижения работоспособности к концу урока; эмоциональный настрой оценивается в середине урока. эмоциональный настрой оценивается в середине урока.
Критерии удачного урока (с точки зрения здоровьесбережения) отсутствие усталости у обучающихся и учителя; отсутствие усталости у обучающихся и учителя; положительный эмоциональный настрой в течение всего урока; положительный эмоциональный настрой в течение всего урока; удовлетворение от сделанной работы; удовлетворение от сделанной работы; желание продолжать работу; желание продолжать работу; позитивное настроение. позитивное настроение.
Учебный годОбученностьКачество 2009/ %41% 2010/2011 (3 чет.)97,6%44%
Оценка степени утомления при умственном труде Объекты наблюдения НезначительнаяЗначительнаявысокая Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые словесные указания отсутствуют Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поворота головы, облокачивание, поддерживание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула ДвиженияТочные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса
Меры предупреждения переутомления обучающихся на уроках выбрать оптимальный ритм и темп урока; выбрать оптимальный ритм и темп урока; эмоциональность, артистизм педагога; эмоциональность, артистизм педагога; использовать приемы поощрения и поддержки обучающихся; использовать приемы поощрения и поддержки обучающихся; проводить смену деятельности; проводить смену деятельности; физкультминутки, гимнастика для глаз, осанки; физкультминутки, гимнастика для глаз, осанки; исключить шумовое раздражение на уроке; исключить шумовое раздражение на уроке; заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка; заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка; не задерживать обучающихся на перемену; не задерживать обучающихся на перемену; проводить динамические паузы (в середине рабочего дня) проводить динамические паузы (в середине рабочего дня)
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности: технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств обучающихся посредством учебных предметов; технология дифференцированного обучения позволяет осуществлять учёт особенностей; технология проблемного обучения создаёт условия для самовыражения обучающихся, позволяет использовать разнообразные приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу; технология безоценочного обучения усиливает внутреннюю мотивацию учеников и обеспечивает комфортное состояние обучающихся. технология диалогового обучения даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения, создаются условия для самовыражения обучающихся, благоприятного психологического фона; технология рефлексивного обучения даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала; педагогика сотрудничества – помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов.
Здоровьесберегающие основы личности человека Культура личности человека Культура мышленияКультура чувствКультура здоровьяКультура речи Культура внешнего вида Культура поведения Культура общения Культура семейных отношений Культура труда Культура отдыха Культура быта
Распределение по физкультурным группам Учебный годОсновная группаПодготовительная группа Специальная группа 2009/ / Показатель пропуска по болезни учебных дней Учебный годСреднее по школеПоказатель на 1 об-ся 2009/ /201124
Здоровье наших педагогов Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе. Г.Спенсер
Факторы, укрепляющие здоровье ( по мнению педагогов): 72% занятия физическими 72% занятия физическими упражнениями; упражнениями; 32% полноценное и качественное 32% полноценное и качественное питание; питание; 24% оптимальная организация 24% оптимальная организация рабочего дня; рабочего дня; 36% прогулки на свежем воздухе; 36% прогулки на свежем воздухе; 56% полноценный сон. 56% полноценный сон.
Осознание педагогами фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: 6% ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО; 6% ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО; 12% ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ 12% ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; 24% УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ 24% УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ; ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ; 33% ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА 33% ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.
Уровень минимум – обеспечение безопасных условий обучения ребенка, обеспечивающие сохранение его здоровья; Уровень оптимум – создание условий, форм, методов, содержания работы, которые бы в комплексе обеспечивали максимально эффективное развитие и самореализацию обучающегося.
Задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся: а) улучшать условия для реализации новых федеральных государственных стандартов в части охраны здоровья обучающихся; б) использовать эффективные методы обучения; в) продолжать мониторинг состояния здоровья обучающихся; г) повышать удельный вес и качество занятий физической культуры и спорта; д) улучшать организацию питания в школе; е) развивать систему профилактической работы по предупреждению детского травматизма на дорогах; ж) расширять досуговую деятельность, обеспечивать организацию каникулярного времени и летнего отдыха.
« 1. Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; 2. Организовать качественное питание, спортивные занятия и медицинское обслуживание учащихся » Федеральная образовательная программа развития образования на годы
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» Геродот