Компетентность педагогов в области здоровьесбережения Презентацию подготовила Чебыкина Е.А., воспитатель высшей категории, г. Нижневартовск 2010 г.
«Понятие компетентности получило известность потому, что по своей сути оно относится к показателям труда и напрямую связано с теми факторами, которые влияют на уровень индивидуальных результатов работы и, следовательно, эффективности организации». Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – М., 2004.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ Глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., – С. 294.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ Специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление развитие и реализация/Пер. с англ. – М., – С. 48.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ Владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки и мнения. Безрукова В.С. Педагогика: Учебник. – Екатеринбург, – С. 46
«Понятие компетентности», - согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования, - «…включает не только когнитивную и операционально- технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.». При этом компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
КОМПЕТЕНЦИЯ Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов
КОМПЕТЕНЦИИ Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., – С. 294.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОТОВНОСТЬ К ПРОЯВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ (МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ); ВЛАДЕНИЕ ЗНАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ (КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ);
Опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. Зимняя И.А.
компетентности ключевые Профессиональные и учебные социальные
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Формируются для деятельности и проявляются в этих видах деятельности
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ Характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми
ГРУППЫ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. Зимняя И.А.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ (социальная компетентность) Основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека
Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту деятельности, общения (социальная) Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни. Зимняя И.А.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Сформированность ценностного отношения к здоровью, медико- психолого-педагогических знаний о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья, а также наличие личностных установок на здоровьесберегающее поведение.
КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ П ЕДАГОГА
ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ УМЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ Теоретических подходов к сущности понятий здоровье, болезнь, здоровый образ жизни; Факторов, укрепляющих и разрушающих здоровье (в том числе и профессиональное); Методов формирования, укрепления и сохранения собственного здоровья и здоровья детей и подростков;
Современных здоровьесберегающих технологий; Методов пропаганды знаний в области здоровьесбережения среди широких слоев населения; Методики проведения консультационных и профилактических мероприятий в области здоровьесбережения; Методов аналитической, прогностической и мониторинговой работы в области здоровьесбережения.
УМЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ Выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье и способность сопоставить уровень здоровья с их влиянием на организм; Проектировать индивидуальную и групповую работу по здоровьесбережению; Активизировать внешние и внутренние ресурсы для сохранения своего здоровья и здоровья детей и подростков;
Применять нормативно-правовые акты по охране здоровья в практической деятельности; Разрабатывать и применять на практике методы и технологии формирования, укрепления и сохранения собственного здоровья и здоровья детей и подростков; Оказывать помощь коллегам и родителям в познании своего здоровья и ресурсов его сохранения и укрепления;
Применять методы формирования мотивационных основ здорового образа жизни у детей и подростков, а также их родителей; Организовывать индивидуальную и коллективную работу по здоровьесбережению детей и подростков; Формировать у себя и детей и подростков адаптивные возможности; Организовывать свой образ жизни с позиций здоровьесбережения.
НАВЫКИ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ Ведения здорового образа жизни; Самодиагностики, саморазвития, самосовершенствования своего образа жизни и здоровья; Владение культурой общения; Обладание рефлексивными способностями; Владение культурой эмоций;
Сохранения профессионального здоровья; Способность к самоконтролю над своей поведенческой и эмоциональной активностью; Сформированность навыков совладания со стрессами (аутотренинг, релаксация).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ Сформированность мотивационной сферы ведения здорового образа жизни; Обладание психическими функциями самоконтроля и самокритичности; Высокий уровень креативности и профессионального самосознания;
Потребность в постоянном самообразовании в вопросах здоровьесбережения; Коммуникабельность, эмпатичность, открытость, тактичность, терпение, доброта, деликатность и др.; Физическая тренированность, самовнушаемость и оптимизм.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Знания педагогов в области здоровья систематичные, осознанные и глубокие. Отмечается потребность в постоянном пополнении и совершенствовании знаний. Умения на уровне навыков. Мотивом к здоровьесбережению является понимание его ценности и потребности в его сохранении и укреплении.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ Представления педагогов в области здоровья существенны и дифференцированы, содержат достаточно сформировавшиеся убеждения. Умения и навыки в области здоровьесбережения сформированы, но применяются не в системе.
Педагоги убеждены в необходимости ведения здорового образа жизни, но ценность здоровья для них не является потребностью, мотивом к здоровьесберегающему поведению.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ Знания педагогов в области здоровья поверхностны, часто неадекватны. Характерно равнодушное, нередко негативное отношение к выполнению действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья сформированы лишь на уровне выполнения элементарных гигиенических процедур. Мотивационно-ценностное отношение к здоровью не сформировано.
В Ы В О Д Высокий уровень компетентности здоровьесбережения способствует сохранению и укреплению здоровья как детей и подростков, так и самого педагога. Низкий уровень может привести к нарушению физического, психического и социального компонентов здоровья, и не способствует формированию ценности здоровья и здорового образа жизни как у самого педагога, так и у детей и подростков.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!