Семинар Одаренный ребенок. Какой он? Иллюзии и реальность
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Не могут четко развести реальность и фантазию. Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с физической одаренностью. 5. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 6. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Деформация мотивации «Неуспешный одаренный ребенок» «Синдром недостиженца»
1. «Мотивация на результат» (отличники, будущие медалисты, участники олимпиад, стремление к победе приобретает болезненные черты, не радуют победы других, болезненное отношение к другим отметкам, кроме 5) 2. «Мотивация на самоутверждение» Это те «неуспешные одаренные», силы которых уходят на манипулирование людьми, чтобы избегать ответственности, своим видом демонстрируют безразличие к отметкам, успеху, хотя внутренне переживают. Очень критичны, часто ведут «борьбу» с окружающими, не стабильны в учебе. 3. «Мотивация на «творчество» Отличаются необычностью и нестандартностью мышления, не любят фактической стороны учения, «несобранные», «неорганизованные», но неординарно проявляют себя в нестандартных ситуациях, часто не признаются педагогами одаренными, могут не доделать начатое («Ведь важен процесс, а не результат!»), часто даже раздражают педагога. 4. «Мотивация на познание» Общение с такими учащимися – радость и большая ответственность, чаще увлечены одним предметом, попадают в ситуацию «палочки- выручалочки» или «изгоя». Для них цель – познание, и в случае ее деформации могут быть нежелательные последствия: потеря интереса к познанию Раскрытие смысла оценки, прием «маятника»: ситуация чередования успеха-неуспеха, прием «вынужденного молчания» с обязательной рефлексией. Основной прием – «косвенная аналогия»Открытых нравоучений не терпят, скрытая аналогия должна возникнуть в сознании самого ученика. Приемы «подсказки», «замечания вскользь» в сочетании с ситуацией. Где ученик лишен возможности избегать ответственности. «Урок для одного ученика», похвала может действовать отрицательно Группы одаренных детей с учетом уровня и характера их мотивации (наиболее четко прослеживается к старшему школьному возрасту): Использование образов, графических метафор, не портит похвала. Необходимо обучать самоконтролю. Требуют индивидуальных программ. Использование исследовательской деятельности, постановка «личностной задачи».
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с высокомотивированными детьми: 1. Осознание каждым учителем важности и необходимости поддержки этой категории детей. 2. Включение в работу прежде всего учителей, умеющих увлечь, заинтересовать, поддержать. 3. Создание условий для развития одаренности учащихся. 4. Создание системы презентации и фиксирования достижений учащихся.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: · учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; · учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; · учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; · учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Проблемное поле и возможные пути преодоления: 1.Затруднение в создании условий для формирования мотивации и преодоления ее деформации. 2. Недостаточные знания в области практической психологии, методик выявления одаренности и последующей работы. 3. Недостаточный обмен опытом по данной проблеме с педагогами других ОУ. 4. Педагоги испытывают сложности с выявлением проблемных зон у одаренных детей. - Ориентация одаренных детей на сам процесс деятельности, приобретение новых ЗУН - Обратить повышенное внимание на дистанционные конкурсы и олимпиады -Организация сетевого взаимодействия с другими ОУ. - Включение данной проблемы в программу самообразования учителя.
Великий Наполеон говорил: «Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя, что было ими сделано все, чтобы обеспечить их».