Здоровье как образовательный результат Красноярск 2007
Великие о здоровье Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. (Г. Гейне) Пусть будут врачами твоими трое: весёлый характер, покой и уверенность в жизни. (Древняя мудрость) Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся. (К. Купер)
Здоровье - это состояние полного физического, умственного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи
Данные Министерства здравоохранения РФ
ГРУППА ЗДОРОВЬЯ 1ая группа – 0,2% учащихся абсолютно здоровы 2ая группа – 90,5% учащихся имеют небольшие отклонения в состоянии здоровья 3ья группа – 6,6% учащихся имеют хронические заболевания 4ая группа – 2,1% учащихся имеют тяжелые хронические заболевания 5ая группа – 0,6% учащихся инвалиды
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
Основные рассогласования между требованиями учебного процесса и здоровьем ребенка Несоответствие санитарно-гигиенических норм (освещение, высота парт, качество досок и др.) Питание, провоцирующее обострение хронических заболеваний Большой объем и интенсивность образовательных программ и несоответствие физических возможностей ребенка Высокая потребность в движении и недостаточная подвижность на уроке Многоканальное восприятие ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала Высокая потребность в положительных эмоциях и несовершенная система оценивания
Цели программы «Здоровье» в школе Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, как основного будущего ресурса нации Воспитание ответственности у обучающихся за свое здоровье
Задачи программы «Здоровье» Создать условия безопасного и комфортного пребывания детей в школе Разработать и внедрить систему здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих полноценное развитие школьников – физическое, интеллектуальное и духовное Формировать умения у учащихся к адаптации в социуме Создать условия физического оздоровления школьников Согласовывать действия медицинского персонала и работников школы для оказания помощи и восстановления утраченных резервов здоровья ребенка, предупреждения нездоровья детей Создать условия для организации двухразового сбалансированного калорийного питания детей в начальной школе для восполнения дефицита витаминов и микроэлементов в развивающемся организме школьника Привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья детей в процессе их обучения в школе
Здоровая школа (деятельность) Формирование ответственности у обучающихся за свое здоровье Проведение проблемно- ориентированного анализа состояния учебно- воспитательного процесса Создание санитарно- гигиенических условий в школе Здоровьесберегаю- щая направленность образовательного процесса Совершенствование профессиональной подготовки и повышение квалификации педагогических кадров Оздоровительная работа с учащимися Работа с родителями Деятельность социально- психологической службы Здоровое питание
Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика Интенсификация учебного процесса Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Преждевременное начало дошкольного систематического обучения Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля Провалы в существующей системе физического воспитания Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе по профилактике вредных привычек, половому воспитанию и сексуальному просвещению, правильному использованию средств физического воспитания и спорта)
Врач Doctor Служба психолого- социального сопровожде-ния Служба педаго гическог о сопрово ждения Служба администра- тивного сопровожде-ния Служба медико- профилактического сопровождения Общешкольный родительский комитет
Образование успешно с точки зрения здоровья школьников если: Стабильное соматическое состояние Высокие учебные достижения Высокая социальная активность Положительное отношение к школе Стабильный социометрический статус Высокий эмоциональный тонус Нет переутомления Сохраняется высокая учебная мотивация
Благодарим за внимание!