Освоение инновационных методик в области учебного проектирования
«Мы живем в мире, в котором изоляция уже невозможна. Мы живем во время беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» «Декларация о роли религии в содействии культуре мира», принятая в Барселоне 18 декабря 1994 года, стр.1
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам"жизни сообща"стало первоочередной задачей воспитания. Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО
Директор одной американской школы вручал специальную памятку каждому учителю, который начинал работать в его школе. "Уважаемый учитель! Я один из немногих, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь. Мои глаза видели вещи, которые никто не должен видеть: - газовые камеры, построенные учеными инженерами; - людей, отравленных высокообразованными врачами; - грудных детей, убитых высококвалифицированными медсестрами; - женщин, сожженных выпускниками средних школ и университетов. Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными. Результатом ваших усилий не могут быть ученые подонки, высококвалифицированные психопаты, образованные Эйхманы.
Метод проектов в дословном переводе - путь замысла или способ планирования. Прежде всего, метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта
Тезаурус Проектирование (в широком смысле) – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование – это вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде (Дж. К. Джонс,1976). Проект – ( от латинского), брошенный вперед
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме.
Социальный проект – это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Виды проектов (вариант классификации): По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: Технические Социальные Экономические Образовательные Смешанные
По доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Информационные Практико-ориентированные Виды проектов (вариант классификации):
По характеру возникновения: Инициативные Заказные Виды проектов (вариант классификации):
По размерам самого проекта, количеству участников и влиянию на окружающий мир: Международные, Межгосударственные, Национальные, Межрегиональные Региональные, Межотраслевые, Отраслевые, Корпоративные, Ведомственные, Индивидуальные. Виды проектов (вариант классификации):
Урок в режиме проектного обучения Этапы работы методом проектов: Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Разработка проекта I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) II этап: Сбор и обработка информации III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы. IV этап: Реализация плана действий (проекта) V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции оформляют портфолио готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Желаем успехов !