Психологическое образование как национальный ресурс подготовки педагогических кадров В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин
Факторы, обуславливающие необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования: Ориентация в стратегическом развитии общества и государства на сохранение и развитие интеллектуального потенциала нации; Процессы социализации учащихся, проходящие в условиях школы и вне ее; Возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников. 2
Факторы риска в школе (мнение учителей) "Отсутствие" права на ошибку (89%) Неудовлетворенность профессиональным статусом(73%) Страх потерять работу (71%) Недооценка профессиональной значимости (67%) Отсутствие условий для самовыражения (35%) Недостаток положительного стимулирования (89%)
"Школьные риски" в школе (мнение родителей) Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%) Качество образования (48%) 85% 65% 61% 59% 48% 35% Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Качество образования (48%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%)
Новыми требованиями к современному педагогу являются: владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXIвека; приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности; способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности; способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду; умение применять здоровьесберегающие технологии; способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. 5
В этих условиях стратегическим ресурсом, который может адекватно ответить на вызовы времени, могут стать подходы психологии образования, накопившей научно-обоснованные знания о процессах и механизмах развития детей в обучении, создавшей эффективные технологии работы в образовании. 6
7 В опоре на психологию образования можно говорить о том, что при адресной психологической подготовке педагогических кадров, реализующей установки педагогической и возрастной психологии, практической психологии может быть обеспечена: Ориентация на развитие учащегося; Индивидуализация образования; Минимизация социальных рисков.
8 Деятельностный поход – научно-теоретическая основа ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» На этой конференции Вашему вниманию будет предложен проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование». В рамках этого проекта разработана компетентностная модель подготовки психолога образования, определены его профессиональные задачи как общие для всего психолого-педагогического направления, так и для деятельности психолога, описаны необходимые для решения этих задач общекультурные и профессиональные компетенции.
Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психолог образования» в рамках направления «Психолого- педагогическое образование», в котором помимо указанного профиля включены профили – воспитатель, учитель начальных классов и ряд других. 9
Проект подготовлен с участием Российской академии образования, Совета ректоров вузов Москвы, учреждённых Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ. Ядром основой образовательной программы профиля «Психолог образования» является модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. 10
Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования: проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов; работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды; использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы. 11
Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: 12
В психолого-педагогической деятельности (ПКПП): способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3); способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6). 13
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми руемых компе- тенций Профессиональный цикл160 Базовая (общепрофессиональная) часть 40–50 Безопасность жизнедеятельности Модуль 1 Введение в психолого- педагогическую деятельность Модуль 2 Психология и педагогика дошкольного возраста Модуль 3 Психология и педагогика младшего школьного возраста Модуль 4 Психология и педагогика подросткового возраста Модуль 5 Методология и методы психолого- педагогической деятельности ОПК-12 ОПК-15 ОПК-1 ОПК-8 ОПК-9 ОПК-13 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ОПК-12 ОПК-13 ОПК-14 ОПК-15 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения; принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы уметь – организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе владеть – методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики
Задачи профессиональной деятельности магистров в области психолого- педагогического сопровождения образования: разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов; разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса; осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно- развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики; 15
разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков; мониторинг сформированности компетенций учащихся; разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности; контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов; реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся; обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса. 16
Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями: 17
профессиональными (ПК): Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК): знает феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1); готов выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2); использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3); 18
владеет современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4); умеет организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5); умеет организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6); 19
владеет научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7); владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8); способен организовать коллективно- распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9); способен проектировать и осуществлять диагностическую работу необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10); способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11); 20
способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12); способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13); способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14); готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15); знает особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16). 21
В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП): способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1); способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2); способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3); способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4); готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5); 22
способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7); способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8); способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9). 23
24 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды; способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно- воспитательном процессе; показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека; способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой; признаки и показатели уровня психологического стресса, способы их интерпретации; Научные исследования в профессиональн ой деятельности психолого- педагогического направления Культурно- исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Социальная психология образовательно й среды ОПК-3 ОПК-4 ОПК-8 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-9
25 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: уметь – оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства; выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий; оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и предложить научно обоснованные методы повышения их эффективности; оценивать состояние интеллектуальной, аффективной, нравственной и регулятивной сферы личности на разных возрастных этапах жизненного пути с учетом возрастных критериев и норм; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательно й среды Комплексный подход в психолого- педагогической деятельности Организация и функции службы практической психологии образования ОПК-12 ОПК-13 ОПК-16 ОПК-11 ОПК-13 ОПК-10 ОПК-14 ОПК-15 ОПК-16
26 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки Ко- ды Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: владеть – современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; технологиями оценки, компенсации и коррекции отклонений в поведении и развитии, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; современными методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методами активного обучения; современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
27 Стандарт профессиональной деятельности (СПД) образования Государственный образовательный стандарт (ФГОС) 1.Отсутствие такого стандарта по профилю "Психолог образования" (проф. сообщ. ФПОР) 2.Необходимость его реализации 3.Моделирование (СПД) в ходе реализации (ФГОС)
28 Соответствие мировым стандартам Учёт реализации этого принципа на примере профиля «Психология образования» 1.Европейская федерация психологических ассоциаций (Европейский диплом в области психологии - EFPA); 2.Американская психологическая ассоциация (APA); 3.Международная ассоциация школьных психологов (ESPA); 4.Национальная ассоциация психологов образования (США); 5.ФПРО + РПО ( требуется разработка стандарта). Стандарты подготовки психолога:
29 Что должно быть инкорпорировано в разработку из этих стандартов: Общепринятые схемы подготовки: Бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1 -3 года или 1,5 – 4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура) + независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества). 1.Базовые компетенции; 2.Квалификационные требования.
30 Какие профили могут быть включены в направление «Психолого-педагогическое образование»? 1.Психолог образования 2.Воспитатель 3.Учитель начальных классов 4.Социальный педагог (работник) 5.Менеджер образования 6.Специалист по инклюзивному образованию 7.Специалист по работе с одаренными детьми 8.Ювенальный юридический психолог 9.Психолог и педагог профессионального образования и другие…
31 Соответствие стандарта ФГОС стандартам общего образования Деятельность учащегося в стандарте общего образования Деятельность специалиста определенного профиля, формируемая в ФГОС по направлению
Социальные эффекты, обусловленные формированием комплексной многоуровневой системы психологического образования педагогических кадров: Повышение социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии детско-взрослых сообществ(с учетом специфики деятельности и возраста учащихся). Укрепление позиции школы как мощного социального института защиты детства за счет: создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально-ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка; психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышения уровня ее безопасности. 32
Главная стратегическая задача нашего профессионального сообщества сегодня – отстаивать предложенный стандарт по направлению «Психолого-педагогическое образование». Он опирается на фундаментальные закономерности психического развития человека и его личности, деятельностный подход к организации учебных взаимодействий, на возрастные особенности и параметры современного детства. 33
Спасибо за внимание!