Психологическое образование как национальный ресурс подготовки педагогических кадров В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ю.М. Забродин, Московский городской психолого – педагогический университет, Е.Н. Геворкян, Московский городской педагогический университет О разработке.
Advertisements

Психологическая подготовка учителя «для новой школы» Психологическая подготовка учителя «для новой школы» В.В. Рубцов В.В. Рубцов ректор МГППУ ректор МГППУ.
Ключевые профессиональные компетентности учителя.
Федеральные государственные образовательные стандарты как социо-культурный ресурс модернизации современного образования Российская академия образования.
К чему приводит формирующая, «знаниевая», не развивающая парадигма.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности Денисова Л.В. педагог-психолог МОУ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «БРИГАНТИНА» Стажерская.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПОДГОТОВКИ А. Зарин, канд.пед.наук, доцент кафедры.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
Транксрипт:

Психологическое образование как национальный ресурс подготовки педагогических кадров В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин

Факторы, обуславливающие необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования: Ориентация в стратегическом развитии общества и государства на сохранение и развитие интеллектуального потенциала нации; Процессы социализации учащихся, проходящие в условиях школы и вне ее; Возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников. 2

Факторы риска в школе (мнение учителей) "Отсутствие" права на ошибку (89%) Неудовлетворенность профессиональным статусом(73%) Страх потерять работу (71%) Недооценка профессиональной значимости (67%) Отсутствие условий для самовыражения (35%) Недостаток положительного стимулирования (89%)

"Школьные риски" в школе (мнение родителей) Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%) Качество образования (48%) 85% 65% 61% 59% 48% 35% Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Качество образования (48%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%)

Новыми требованиями к современному педагогу являются: владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXIвека; приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности; способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности; способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду; умение применять здоровьесберегающие технологии; способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. 5

В этих условиях стратегическим ресурсом, который может адекватно ответить на вызовы времени, могут стать подходы психологии образования, накопившей научно-обоснованные знания о процессах и механизмах развития детей в обучении, создавшей эффективные технологии работы в образовании. 6

7 В опоре на психологию образования можно говорить о том, что при адресной психологической подготовке педагогических кадров, реализующей установки педагогической и возрастной психологии, практической психологии может быть обеспечена: Ориентация на развитие учащегося; Индивидуализация образования; Минимизация социальных рисков.

8 Деятельностный поход – научно-теоретическая основа ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» На этой конференции Вашему вниманию будет предложен проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование». В рамках этого проекта разработана компетентностная модель подготовки психолога образования, определены его профессиональные задачи как общие для всего психолого-педагогического направления, так и для деятельности психолога, описаны необходимые для решения этих задач общекультурные и профессиональные компетенции.

Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психолог образования» в рамках направления «Психолого- педагогическое образование», в котором помимо указанного профиля включены профили – воспитатель, учитель начальных классов и ряд других. 9

Проект подготовлен с участием Российской академии образования, Совета ректоров вузов Москвы, учреждённых Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ. Ядром основой образовательной программы профиля «Психолог образования» является модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. 10

Задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования: проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов; работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды; использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы. 11

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: 12

В психолого-педагогической деятельности (ПКПП): способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3); способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6). 13

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми руемых компе- тенций Профессиональный цикл160 Базовая (общепрофессиональная) часть 40–50 Безопасность жизнедеятельности Модуль 1 Введение в психолого- педагогическую деятельность Модуль 2 Психология и педагогика дошкольного возраста Модуль 3 Психология и педагогика младшего школьного возраста Модуль 4 Психология и педагогика подросткового возраста Модуль 5 Методология и методы психолого- педагогической деятельности ОПК-12 ОПК-15 ОПК-1 ОПК-8 ОПК-9 ОПК-13 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ОПК-12 ОПК-13 ОПК-14 ОПК-15 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения; принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы уметь – организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе владеть – методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики

Задачи профессиональной деятельности магистров в области психолого- педагогического сопровождения образования: разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов; разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса; осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно- развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики; 15

разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков; мониторинг сформированности компетенций учащихся; разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности; контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов; реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся; обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса. 16

Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями: 17

профессиональными (ПК): Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК): знает феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1); готов выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2); использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3); 18

владеет современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4); умеет организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5); умеет организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6); 19

владеет научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7); владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8); способен организовать коллективно- распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9); способен проектировать и осуществлять диагностическую работу необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10); способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11); 20

способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12); способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13); способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14); готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15); знает особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16). 21

В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП): способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1); способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2); способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3); способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4); готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5); 22

способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7); способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8); способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9). 23

24 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды; способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно- воспитательном процессе; показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека; способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой; признаки и показатели уровня психологического стресса, способы их интерпретации; Научные исследования в профессиональн ой деятельности психолого- педагогического направления Культурно- исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Социальная психология образовательно й среды ОПК-3 ОПК-4 ОПК-8 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-9

25 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: уметь – оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства; выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий; оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и предложить научно обоснованные методы повышения их эффективности; оценивать состояние интеллектуальной, аффективной, нравственной и регулятивной сферы личности на разных возрастных этапах жизненного пути с учетом возрастных критериев и норм; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательно й среды Комплексный подход в психолого- педагогической деятельности Организация и функции службы практической психологии образования ОПК-12 ОПК-13 ОПК-16 ОПК-11 ОПК-13 ОПК-10 ОПК-14 ОПК-15 ОПК-16

26 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки Ко- ды Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: владеть – современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; технологиями оценки, компенсации и коррекции отклонений в поведении и развитии, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; современными методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методами активного обучения; современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

27 Стандарт профессиональной деятельности (СПД) образования Государственный образовательный стандарт (ФГОС) 1.Отсутствие такого стандарта по профилю "Психолог образования" (проф. сообщ. ФПОР) 2.Необходимость его реализации 3.Моделирование (СПД) в ходе реализации (ФГОС)

28 Соответствие мировым стандартам Учёт реализации этого принципа на примере профиля «Психология образования» 1.Европейская федерация психологических ассоциаций (Европейский диплом в области психологии - EFPA); 2.Американская психологическая ассоциация (APA); 3.Международная ассоциация школьных психологов (ESPA); 4.Национальная ассоциация психологов образования (США); 5.ФПРО + РПО ( требуется разработка стандарта). Стандарты подготовки психолога:

29 Что должно быть инкорпорировано в разработку из этих стандартов: Общепринятые схемы подготовки: Бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1 -3 года или 1,5 – 4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура) + независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества). 1.Базовые компетенции; 2.Квалификационные требования.

30 Какие профили могут быть включены в направление «Психолого-педагогическое образование»? 1.Психолог образования 2.Воспитатель 3.Учитель начальных классов 4.Социальный педагог (работник) 5.Менеджер образования 6.Специалист по инклюзивному образованию 7.Специалист по работе с одаренными детьми 8.Ювенальный юридический психолог 9.Психолог и педагог профессионального образования и другие…

31 Соответствие стандарта ФГОС стандартам общего образования Деятельность учащегося в стандарте общего образования Деятельность специалиста определенного профиля, формируемая в ФГОС по направлению

Социальные эффекты, обусловленные формированием комплексной многоуровневой системы психологического образования педагогических кадров: Повышение социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии детско-взрослых сообществ(с учетом специфики деятельности и возраста учащихся). Укрепление позиции школы как мощного социального института защиты детства за счет: создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально-ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка; психолого-медико-социально-правового сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышения уровня ее безопасности. 32

Главная стратегическая задача нашего профессионального сообщества сегодня – отстаивать предложенный стандарт по направлению «Психолого-педагогическое образование». Он опирается на фундаментальные закономерности психического развития человека и его личности, деятельностный подход к организации учебных взаимодействий, на возрастные особенности и параметры современного детства. 33

Спасибо за внимание!