Обучающий семинар - практикум
Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно- практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции: Первая функция организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.).
Вторая функция формы регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по- разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Выбор форм воспитательной работы определяется в зависимости от следующих признаков: -от цели воспитания; -от содержания и направленности воспитательных задач; -от возраста учащихся; -от уровня их воспитанности и личного социального опыта; -от особенностей детского коллектива и его традиций; -от особенностей и традиций региона; -от технических и материальных возможностей школы; -от уровня профессионализма педагога.
По времени проведения все формы можно разделить на: кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки и проведения: экспромт; относительно длительная предварительная подготовка. экспромтные формы - то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также форма, предусматривающая предварительную работу, подготовку учащихся.
По способу организации: организуемые одним человеком; организуемые группой участников; организуемые коллективно.
По характеру включения в деятельность: обязательное участие; добровольное участие. По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: "открытые" (для других, совместно с другими); "закрытые" (для своего коллектива).
По методам воспитания: словесные (конференции); практические (походы); наглядные (выставки). По направлению воспитательной работы: организация познавательно- развивающей деятельности; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание.
По видам деятельности: формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; По способу влияния педагога: непосредственные опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая: - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; - деятельность организуется на основе сотрудничества; - инициатива и ее реализация принадлежит детям. По количеству участников формы могут быть: - индивидуальные (воспитатель – воспитанник) - групповые (воспитатель -группа детей); - массовые (воспитатель -несколько групп, классов).
По результату все формы можно разделить на следующие группы: результатом является информационный обмен; результатом является выработка общего решения (мнения); результатом является общественно значимый продукт.
Выделяют три основных типа: - мероприятия; - дела; - игры.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа: дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально; творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой- либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение; коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Виды форм: деловые игры, сюжетно- ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
1) название, 2) продолжительность проведения, 3) предварительная подготовка или экспромтное проведение, 4) количество участников, 5) кто организует деятельность, 6) характер влияния педагога, 7) результат совместной деятельности.
При построении форм работы с учениками целесообразно руководствоваться следующим: выявлять реальные интересы детей и избирать средства, обладающие элементом новизны; определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением; учитывать принципы организации образовательного процесса; возможности, интересы и потребности учеников; внешние условия; обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса; предоставлять детям возможность творческой инициативы в конструировании формы работы группы.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. М. И. Калинин
Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится доверять. Если ребенка часто хвалят - он учится хорошо относиться к себе и к другим. Если к ребенку обычно снисходительны - он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.