Современные формы и методы педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников Родичев Н.Ф. Москва, август 2011 г.
Что происходит с образованием в целом и средствами профориентации, в частности, в контексте глобальных изменений?
Ресурс экономического развития создается в системе образования Деформации профессионального образования, недоверие к нему как со стороны населения, так и со стороны работодателей Несоответствие профессионально- квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда Массовое «отложенное взросление» (либо подростки взрослеют не так, как того ожидают их родители и педагоги). «Пять переходов к взрослости» (доклад WB) Неблагоприятные сценарии развития демографической и миграционной ситуации Вместо обсуждения изменений целей, ценностей, содержания образования анализируются его результаты (процедуры, экономические аспекты) При разработке новых и применении прежних профориентационных технологий необходимо учитывать:
Что, в первую очередь, оказывает влияние на развитие профориентационных технологий?
предопределено следующими трендами «Конкуренция» ведомств, сочетающаяся с их разобщенностью, проблемы социального партнерства, неопределенность статуса профориентации в нормативных документах «ПОСТ…»: постсовременность, постмодерн, постиндустриализм, постпрофессионализм («портфельная карьера») Вызовы «цифрового века», изменение способов взаимодействия подростков с «помощниками» и «защитниками», размывание границ школы Оживление интереса к проблеме в ближнем и дальнем зарубежье, в России в целом и ее регионах Однако - отсутствие стратегической связи профориентации с нововведениями в образовании Обновление профориентационных технологий «Второго века не бывает»: профориентация в контексте единой образовательно-кадровой политики, поддержки профессионального самоопределения
О каких технологиях, как правило, идет речь при обсуждении изменений в подходах к профориентации ?
Используя традиционные подходы к их классификации, в данный момент можно выделить следующие Средства диагностики и консультирования Средства морально-эмоциональной поддержки Средства оказания помощи в конкретном выборе Информационно-справочные средства Средства поддержки профессионального самоопределения школьников Средства организации приобретения школьниками опыта социально востребованной деятельности, рефлексивного осмысления его результатов, их презентации через «кейсы», «портфели» и т.д.
Какие аспекты проблемы, как правило, не обсуждаются?
Например: проблема управления знаниями профориентологов, тьюторов и т.д
На какие вопросы начинают появляться ответы?
Что делать педагогу с «первым» и «вторым» «цифровыми разрывами» изменение способов взаимодействия подростков с «помощниками» и «защитниками», размывание границ общего и профессионального образования
«Десятилетие E-learning закончилось, наступает десятилетие «Smart Education» (В.П.Тихомиров) E-learning – в узком смысле - процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет с использованием систем управления обучением. В более широком контексте употребление понятия E-learning предполагает создание новой философии образования, порожденной новыми технологиями коммуникации, когда технологическая инновация перерастает в педагогическую, деформируя цели и ценности образования в целом. Smart Education - ? ….любые образовательные материалы и сервисы могут быть использованы каждым участником учебного процесса там, где они нужны, и тогда, когда они требуются…. ….изменение характера образовательных практик, способов взаимодействия учащегося и педагога Почему в Южной Корее учащиеся, студенты и сотрудники приобретают второй телефон? Чтобы отделить личную жизнь от учебы и работы
Российские прецеденты использования идей и технологий Web 2.0 при прямом или опосредованном решении профориентационных проблем школьников дистанционные «профориентационные олимпиады» в Красноярском крае, реализуемые с использованием ресурсов предпрофильной подготовки вики-проекты с профориентационной составляющей дистанционный «профориентационный марафон» для подростков- сирот (программа «Точка опоры») спонтанные коммуникации подростков и родителей на интернет- площадках типа «Поступим Ру» по проблемам преодоления экзаменационного барьера ЕГЭ и выбора образование первых сетевых сообществ педагогов, обменивающихся профориентационно значимым контентом и обсуждающих общие для них проблемы
Издержки влияния ЕГЭ на ситуации выбора направления продолжения образования: новый тип информационных инструментов, игнорирующий профориентационную составляющую
«…вот сейчас они сдадут экзамены и начнут прикидывать, куда могут подать документы…» (конференция по ЕГЭ в ГУ- ВШЭ, 2011) «…сам был свидетелем того, как молодой человек пытался поступить одновременно на хирурга в медицинскую академию и в наш университет на специалиста в металлургии. Лишь бы куда поступить…» (проректор РГППУ Валерий Шевченко, 2011) «…70 человек пересеклись на факультете почвоведения и психфаке…» (Ю.П.Зинченко, декан факультета, МГУ, 2010)
Из опыта включения информационных инструментов в разработанные курсы
Варианты включения в курс проектной работы, игровых упражнений (9 класс)
Профессия, востребованная «вчера» Профессия, востребованная «сегодня» Профессия, которая будет востребована «завтра» Профессия из художественного произведения или медиапространства Профессия тех производителей товаров и услуг, с которыми происходят встречи в повседневной жизни Профессия одного из родителей, родственников, знакомых Твоя вероятная профессия Этап проектной работы Составляем «радугу московских профессий»
Этап проектной работы: «Уточняем радугу московских профессий» A-B является ли областью приложения духовных и физических сил человека? предполагает ли специальную подготовку и периодическую переподготовку? C-D является ли ограниченным (вследствие разделение труда) видом трудовой деятельности? выполняется ли за определенное вознаграждение, не только материальное, но и моральное? E-F является ли деятельностью, которая направлена на пользу обществу, а не только на удовлетворение своих потребностей? дает ли человеку определенный социальный статус, "визитную карточку«?
Этап проектной работы: «Изучаем радугу московских профессий» Изменения этой профессии в прошлом, настоящем, будущем Уровень образования для данной профессии, учебное заведение профессионального образования, где можно приобрести данную профессию, его сайт: как поступить, чему учат, как переподготовливают… Много ли представителей данной профессии уходит из неё и почему? Кто и как оценивает результаты работы представителя данной профессии? «Родственные» профессии Пригодность к данной профессии Опасности, вредности, риски носителя данной профессии? Есть ли место творчеству в данной профессии? Реальные представители данной профессии, которые стали известными людьми Профессия и хобби, свободное время и рабочее. «Крылатые выражения», принадлежащие представителям данной профессии, афоризмы, пословицы, анекдоты Эта профессия на телевизионном экране, в литературе, кинематографе (искажения, ирония) Массовая или редкая? О чем, как правило, сообщает представитель данной профессии своему работодателю в своем резюме (а если он обходится без него, то какие вопросы может задать ему работодатель при приеме на работу)? Попробуйте придумать еще несколько аналогичных вопросов, которые имеют отношение к данной профессии, соотвествующему ей сценарию получения образования или к родственным профессиям.
«Таблица принятия решения» - ключевой инструмент в реализации курса
Готовность обнаружить и использовать ресурсы помощи и защиты – важнейший результат использования информационных источников и инструментов
Эмоциональная включенностьДеловая включенностьОбщая удовлетворенность вербальные и невербальные выражения безразличия к проблеме демонстративная включенность в посторонние проблемы и занятия демонстративные выражения недовольства редкие проявления заинтересованности отсутствие элементов деловой включенности при общей пассивности сдержанные вербальные и невербальные проявления неудовлетворения неравнозначная заинтересованность формальная деловая включенностьнеравнозначная удовлетворенность обычный уровень заинтересованности (вербальное и невербальное оживление, отдельные вопросы) неформальная деловая включенность, стремление вникнуть в содержание проблем, выполнить задания нормальная удовлетворенность (вербальная и невербальная приветливость, отсутствие скованности и демонстративности) сверхнормативные эмоциональные проявления (желание спорить, аргументировать свое согласие или несогласие) сверхнормативная деловая активность (готовность работать дополнительное время, инициативы по совершенствованию процедур работы) сверхнормативные признаки удовлетворенности (неформальные выражения благодарности) Оперативное наблюдение за подростками в ходе реализации методики
По итогам работы учащегося, необходимо дать ответ на следующие вопросы повысилась ли компетентность подростка в отношении ситуаций проектирования послешкольного образовательного- профессионального маршрута повысилась ли готовность подростка выступать в качестве субъекта собственного выбора произошли ли изменения в содержательной и операциональной сторонах планов учащихся, связанных с выбором профиля обучения и направления дальнейшего образования (и какие именно) научился ли подросток конструировать варианты выбора; выявлять и ранжировать факторы, влияющих на их выбор; сравнивать варианты между собой; выявлять ограничители выбора и определять пути их преодоления Оценка результативности
Целевая концентрация и технологическая организация средств поддержки профессионального самоопределения молодежи, создание предпосылок для создания единых инструментов обеспечения образовательно- кадровой политики Обеспечение создания школьниками продуктов, значимых для проектирования послешкольного образовательно-профессионального маршрута Поддержка профориентационно значимого социального партнёрства бизнеса, НКО и государства с целью организации приобретения подростками профориентационно-значимого опыта Обеспечение комплексного характера профориентации, компенсация её типичных рисков, подготовка педагогов, их сетевые коммуникации Использование позитивного профориентационного потенциала профильного обучения (элективы, портфели достижений, ИУП, «кредиты», тьюторство) Перспективы обновления технологий поддержки профессионального самоопределения школьников «перерастание» технологических инноваций в педагогические (Smart Education), создание новых источников и инструментов
Спасибо за внимание!