Практика и проблемы совместной деятельности образовательных учреждений в процессе перехода на ФГОС Губанова Наталья Анатольевна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 11» Киселевского городского округа,
Понятие «внеурочная деятельность» Понятие «внеурочная деятельность» Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи внеурочной деятельности Основные задачи внеурочной деятельности обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Направления внеурочной деятельности : спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы внеурочной деятельности: экскурсии, экскурсии, кружки, секции, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. общественно полезные практики и др.
Организация внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности учебный план ОУ (часть, формируемая участниками образовательного процесса: дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого ОУ (внутришкольная система дополнительного образования);
Организация внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
Организация внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога- психолога, старшего вожатого) инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные, этнокультурные особенности.
Методический конструктор внеурочной деятельности Познава- тельная 1. Приобретение школьником социальных знаний Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дидактический театр, общественный смотр знаний. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
Методический конструктор внеурочной деятельности Художественно е творчество 1. Приобретение школьником социальных знаний Кружки художественного творчества. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Художественные социально значимые акции школьников
Методический конструктор внеурочной деятельности Спортивно- оздоровительна я деятельность Спортивно- оздоровительна я деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции 3. Получение опыта самостоятельног о социального действия Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально- техническими и др.); кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально- техническими и др.);
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности Предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности
Условия реализации внеурочной деятельности Условия реализации внеурочной деятельности организационные нормативные нормативные финансово-экономические финансово-экономические
Условия реализации внеурочной деятельности Условия реализации внеурочной деятельности информационные информационные научно-методические научно-методические кадровые кадровые материально- технические материально- технические психолого- педагогические психолого- педагогические
«Зеркало проблем» алгоритм 1шаг.Сформулируйте конкретную проблему. 2шаг.Выявите причины ее возникновения. Это ситуация «минус».Далее переводим ее в ситуацию «плюс». 3шаг.Проблема переформулируется в цель. 4шаг.Причины становятся задачами.
«Зеркало проблем» алгоритм 5шаг.Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий и ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. 6шаг.Ответственные определяют ресурсы и время для выполнения мероприятий. 7 шаг. Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задач.
1. Постановка проблемы Недостаточные условия для совместной деятельности ОУ и УДО в процессе перехода на ФГОС.
Ситуация минус 2. Причины Не разработаны организацион- ные механизмы Нет мотивации к организации совместной деятельности Не разработаны финансово- экономические механизмы
Ситуация «плюс» 3. Цель: Создать условия для совместной работы ОУ и УДО по организации внеурочной деятельности 4. Задачи: Разработать организационные механизмы Повысить мотивацию к совместной деятельност и Разработать финансово- экономические механизмы взаимодействия
5. Мероприятия, ответственные Организационные условия Нормативно- правовые условия Информационные условия Готовность контингента обучающихся, родителей Мотивация педагогических коллектива Финансовые ресурсы Программно- методические ресурсы Кадровые ресурсы Материально- технические условия
6.Ресурс Кадровый: - зам.директора по начальной школе и методической работе ; - методический совет школы и методический совет УДО; Временной: 2 года Материально-технический и социальный: - социальные партнеры, Управляющий совет школы; Координационный совет ОУ и УДО - бюджеты учреждений; - проектная деятельность педагогов и обучающихся.
7. Продукт учебный план школы с учетом курсов внеурочной деятельности; макет ученического портфолио; макет ученического портфолио; методические рекомендации для педагогов; методические рекомендации для педагогов; методические рекомендации для обучающихся и родителей по выбору курсов внеурочной деятельности.
8.Критерии эффективности Считать условия достаточными, если в учебном году внеурочная деятельность 30% обучающихся, перешедших на ФГОС, будет организована через взаимодействие ОУ и УДО