Педагогическое общение с «трудными» подростками. Презентация педагога- психолога Анниковой А. М.
«Плохое поведение учащихся» - Это понятие весьма обтекаемое. Точнее сказать это поведение «неугодное окружающим». Существуют законы поведения учащихся: -Ученик выбирает определенное пове д ение в определенной ситуации; -Любое поведение учеников подчинено общей цели, а именно, чувствовать себя принадлежащей к школьной жизни; -Нарушая дисциплину, ученик осознает, что делает плохо, но при этом может не осознавать что за его поведением стоит одна из четырех целей:
Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудач
Мотивы «плохого» поведения детей Привлечение внимания ВластьМестьИзбегание неудачи Суть поведения детей Учащиеся любыми способами привлекают к себе внимание (Ну посмотрите, какой же я!) Учащиеся начинают делить власть даже с учителями (Говорите, а я буду делать свое!) Главная цель поведения: «Ты меня обидела, - получай» Ничего не буду делать, чтобы не пережить неудачу! Социальные причины - Эмоциональная холодность родителей; - Акцентирование внимания родителей и педагогов на «плохое» поведение; - Сверх любовь – «кумир семьи» - Мода на сильную личность. - Отсутствие примеров конструктивно- го подчинения - Рост насилия в обществе. - Минимум эмоциональн ого тепла в семье. Слишком высокие требования родителей и учителей (непосильные).
«Сильные» стороны поведения Потребность в контакте с учителем. Смелость, сопротивлени е вниманием. Это, как правило, интересные и незаурядные ученики. Способность защитить себя от боли и обид. Ученики хотят успеха. Эмоциональ- ная реакция педагога Раздражение, негодование и возмущение. Гнев, негодование, страх Обида, боль, страх, опустошение. Жалость. Профессиональна я беспомощность. Поведенческая реакция педагога Хочется сделать замечание, прочитать нотацию. Прекратить выходку с помощью физического действия: «Убила бы своими руками!» Немедленно ответить силой или уйти из ситуации. «Или я или он». Оправдать и объяснить неудачу с помощью специалиста.
Поведенческа я реакция педагога Хочется сделать замечание, прочитать нотацию. Прекратить выходку с помощью физического действия: «Убила бы своими руками!» Немедленно ответить силой или уйти из ситуации. «Или я или он». Оправдать и объяснить неудачу с помощью специалиста. Реакция ученика Временно прекращает действия после получения внимания, если не прекращает, то это не тот мотив. Прекращает выходку сам, когда захочет. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию. Он победитель и наслаждается этим. Прекращает выходку сам. Он провоцирует вас, вы попадаетесь на провокацию. Попадает в зависимость от учителя, он готов мыть, носить парты, но не решать задачи, т. к. боится. Продолжают ничего не делать.
Способы предотвраще- ния нежелатель- ного поведения Больше внимания уделять хорошему поведению (хвалить); Учить учеников просить внимания конструкт ивно, когда они в нем нуждаются -отдавать часть своих организацион ных функций, -не читайте нотаций, -не передразнива йте, -позвольте ученику сохранить лицо. Пусть он выскажет негатив, но сделает по- вашему. Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем. Поддержка ученика. Изменение позиции с «Я не могу» на «Могу!».
Способы педагогичес- кого воздействия Минимизация внимания на «плохое» поведение. Техники: Игнорирует плохое поведение Контакт глазами Становимся рядом Назвать имя Посылает «секретный знак» по доверенности. Я – высказывание Пересаживание Обращение внимания на примеры хорошего поведения Изящный уход от конфликта: признать власть ученика убрать зрителей перенести обсуждение вопроса используйте удаление в исключи- тельных случаях. Привлекай-те третье лицо – авторитет-ного взрослого. Не оставляйте безразреше-ния конфликт-ную ситуацию. Научиться прощать ученика, не давать оценку самому ребенку, сообщать о своих чувствах в отношении того поведения, которое он избрал здесь и сейчас. Поступок нуждается в санкциях, а вот личность – в поддержке. Изящный уход от конфликта: убрать зрителей перенести обсуждение вопроса. -Учить ученика позитивно высказываться о том, что он делает. - Формировать установку на успех. - Делать ошибки нормальным явлением, рассказывать об их ценности. - Подчеркивать любые улучшения. - Использовать все системы восприятия. - Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. - Для создания конструктивного общения используйте техники и знаки внимания.
Психологическая поддержка – вера в ребенка, один из факторов, способных улучшить взаимоотношения ребенка со взрослым. Поддерживать можно посредством: отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово». «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «спасибо, все прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рада, что ты попробовал это сделать, хотя получилось не совсем так, как ты ожидал»); прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять ребенка) совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его); выражением лица (улыбка, подмигивание, кивок головы, совместный смех)
Группы педагогических приемов Созидательные : 1)проявление доброты, внимания, заботы; 2)просьба; 3)поощрение; 4)«авансирование личности»; 5) обходное движение.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения: 1)Убеждение и личный пример; 2)Доверие; 3)Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; 4)Вовлеченность в интересную деятельность; 5)Пробуждение гуманных чувств; 6)Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика: 1)Опосредование. 2)Фланговый подход. 3)Активизация сокровенных чувств воспитанника.
Прямые и косвенные тормозящие приемы: 1)Констатация поступка; 2)Необычный подарок; 3)Осуждение; 4)Наказание; 5)Приказание; 6)Предупреждение; 7)Возбуждение тревоги о предстоящем наказании; 8)Проявление возмущения.
Вспомогательные приемы: 1)Организация внешней опоры правильного поведения; 2)Отказ от фиксирования отдельных проступков.
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты : Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.); Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы); Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся; Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов: Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика; Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер; Принцип индивидуализации воспитательно- коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков; Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.
Спасибо за внимание!