Требования ФГОС к современному учителю Августовская педагогическая конференция работников образования г. Чебоксары Скворцова Т.В. заместитель директора по УВР высшей категории МОУ «НОШ 1» города Чебоксары В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ Рубцова В.В., Кондакова А.
Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020
ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как Стандарт как совокупность трех систем требований
Факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования: глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране; диверсификация системы школьного образования; изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников); возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников; информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей; социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ ( по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) XXIВладение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.
Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (результаты мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ)
В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого- педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя
В чем выражен низкий уровень психолого- педагогической подготовки современного учителя (мнение учителей): не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; не умеет организовать работу в группах; не знает типологии детских проблем (детства в целом); не умеет работать с различными категориями детей; не владеет общей психологической культурой общения; не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.; не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей); не владеет здоровьесберегающими технологиями.
школьные перегрузки (85%), конфликтные ситуации (65%), безопасность ребенка пока он в школе (61%), нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%), качество образования (48%), отсутствие для родителей возможности влиять на процессы школьной жизни (35%). По мнению родителей на качество образовательной среды в школе в значительной степени влияют:
Очевидной представляется сопряженность (взаимное соответствие) стандартов общего и высшего профессионального образования: это - важнейшее условие, при котором можно говорить о стандарте ВПО как социо-культурной технологии модернизации образования. Компетенциями, которые должен освоить ученик, должен владеть сам учитель.
Ресурсы Результат Информационно-методические ресурсы Создание информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ Кадровые ресурсы Учебно-материальные ресурсы Финансово-экономические ресурсы Создание субъектной развивающей образовательной среды - оптимальных кадровых ресурсов для реализации основных образовательных программ Создание условий для формирования и воспроизводства информационно-методической развивающей, субъектной развивающей, предметной развивающей образовательных сред, совокупность которых необходима и достаточна для полной реализации основных образовательных программ Создание предметной развивающей образовательной среды - оптимальных учебно-материальных условий для реализации общеобразовательных программ ВИДЫ РЕСУРСОВ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» «…. умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества образования» Доклад МакКинси: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года 216н и 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г и соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор. Однако практика показывает, что директора школ не спешат вводить должность тьютора в своих школах. ПОЧЕМУ? 1.Нет подготовленных специалистов. 2.Тьюторство - это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования. 3.Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения педагогов.
Преподаватель Преподаватель - тьютор Обучает Планирует учебную деятельность Помогает школьнику усвоить материал( при пропусках или неусвоения) Зная о способностях обучающихся, сопровождает их развитие Строит индивидуальный образовательный маршрут Помогает школьнику пройти по индивидуальному образовательному маршруту Помогает учащемуся скорректировать его собственный индивидуальный план развития личности