Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
Определение универсальных действий В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Какие УУД вызнаете?
Виды универсальных учебных действий регулятивныеличностныепознавательныекоммуникативные
Какие формы учебной деятельности вы знаете?
Компоненты учебной деятельности Учебные действия, операции Познаватель - ные и учебные мотивы Учебная цельУчебная задача
Проанализируйте стандарты первого и второго поколения начальной школы. Результаты можно оформить так:
Общеучебные уменияУУД Информационно-оринтеровочныеОбщеучебные УД Умения наблюдения, слушанье, чтение в зависимости от того как представлена учебная задача: в виде наглядного образа, звучащей или письменной речи Умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, знаково- символическое моделорование Операционнально -исполнительскиеЛогические УД Умения классификации и обобщения, по своим внутреннем психическим механизмам они прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением, т.е. с подлинной мыслительной деятельностью учащихся - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;
Контрольно-коррекциооныеРегулятивные УД Умения самопроверки, самоконтроля, состоящие в способности оценить свою работу с позиций: все ли выполнено, выполнено ли верно и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Проанализируйте конспект урока учителя с точки зрения формирования УУД.
Разработайте собственный фрагмент урока.
Данные общеучебные умения представляют собой различные стороны жизнедеятельности ребенка: познавательную, практическую, коммуникативную (социальную). Они подразумевают так же развитие важнейших умений информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной речи высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать.
Этапы реализации методологии и технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе: Выделение цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся. Определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (со- регуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции). Нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисциплин. Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий. Создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей.