Г(О)ОУ СПО «Усманский педколледж» Использование информационно- коммуникационых технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности учащихся Преподаватель информатики Баскакова Н.В.
Актуальность проблемы: В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Активизация познавательной деятельности наиболее успешно осуществляется при использовании информационно- коммуникационных технологий.
«Учебная деятельность - суть творческого преобразование объекта изучения, позволяющее развивать теоретическое мышление, т.е. это такое изучение материала, при котором выясняется происхождение, становление и развитие предмета» И. Я. Лернер
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Преимущества использование компьютерных технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности учащихся: индивидуализирование и дифференцирование процесса обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществление самоконтроля; визуализирование учебной информации с помощью наглядного представления на экране монитора данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире; проведение практических работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; формирование культуры учебной деятельности обучающего.
Результаты применения компьютерных технологий на уроках: Восприятие информации одновременно несколькими органами чувств. Активизация внимания. Повышение интереса к предмету. Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения. Повышение качества излагаемого материала. Эффективное использование времени урока. Всестороннее развитие ребёнка. Повышение результативности и качества образования.
Этапы урока с использованием компьютера для активизации познавательной деятельности учащихся: Компьютер Презентация нового материала Усвоения нового материала СамоконтрольТворческие проекты Домашнее задание Тестовый контроль знаний Лабораторные и демонстрационные работы Повторение и обобщения материала Практические работы
Использование мультимедийных презентаций: Уроки – презентации; При объяснение нового материала; Для проверки усвоения знаний; Для самостоятельной работы учащихся; Презентации по результатам выполнения индивидуальных или групповых проектов учащихся; Корректировка и тестирование знаний.
Метод проектов ориентирует учащихся не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования); активно включает школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. формирует некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. при выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.
В качестве заключения: «Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.»