Организация учебной деятельности
Портрет выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Умеющий учится, способный к организации собственной деятельности Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни
Планируемые результаты: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
Содержание учебного предмета Основная цель: сформировать понятие числа как результата измерения величин и ввести графические и знаковые средства моделирования для описания предметных ситуаций, выводящих на это понятие. Предметные задачи: научиться выделять различные признаки предметов (производить сравнение предметов по этим признакам); выделить предметные ситуации (отношения целого и частей, освоить графические чертежи); научиться решать задачи на сложение и вычитание в одно действие
Система Эльконина – Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку. Учебно-методический комплекс системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих ученическое действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта
Проектирование уроков с точки зрения реализации системно- деятельностного подхода.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе : формированию умения учиться от определения цели школьного обучения к определению цели как формированию умения учиться как компетенции;умения учитьсяумения учиться включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; учебной деятельности целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; учебного сотрудничества от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Что такое «умение учиться»? Умение учиться – умение организовать свою учебную деятельность (деятельность по самоизменению, основанную на освоении младшими школьниками субъектной позиции в процессе особым образом организованного освоения ими предметного содержания). В.В. Давыдов
Что такое учебное сотрудничество? Учебное сотрудничество – форма отношения детей в учении, форма обмена знаниями, опытом, результатом деятельности, освоение которой содействует усвоению школьниками умений самостоятельной выработки цели, распределения функций, оказания помощи, взаимоконтроля, взаимооценки, умения работать в коллективе, т.е. умения учиться.
Умение школьников самостоятельно учиться ( учебные действия ): УД (учебная деятельность) Тип отношений «человек- мир» «я в мире» Цель: самоизменение, самопознание. Предмет: знания об окружающем мире, способы его познания, преобразования. Результат: становление школьника как субъекта УД ХЭД(художественно- эстетическая деятельность) Тип отношений «человек- мир»: «мир во мне» Цель: самоизменение, самопознание. Предмет: эмоционально- чувственный мир человека, духовные ценности. Результат: развитие внутреннего мира человека, понимание себя как неотъемлемой частицы большого окружающего мира.
Умение школьников самостоятельно учиться ( учебные действия ): Структура УД: Мотив Цель; План; Реализация плана; Контроль; Оценка Структура ХЭД: Художественное восприятие произведения; Художественный анализ; Художественное исполнение; Художественное творчество
Чтобы у младшего школьника формировалось умение учиться необходимо создать условия: Организовывать на уроке учебную деятельность. Организовывать на уроке учебное сотрудничество. Ученик должен занимать активную позицию. Учитель должен занимать позицию тьютора, сотрудника, организатора деятельности детей.
Организация учебной деятельности младших школьников 1 этап Принятие (конструирование) учебной (учебно- практической) задачи – умение определять цель своей работы. Создание целостного образа ситуации. Определение границ знания и незнания. Кристаллизация проблемы, её форму- лировка и фиксация.
2 этап Планирование работы – умение планировать свою работу. Организация учебной деятельности младших школьников О пределение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи. Конструирование разных вариантов этих действий. Выбор из них наиболее адекватных. - Что буду делать сначала, что потом? - Можно ли по-другому? - Что мне поможет решить проблему? -Сколько времени потребуется?
Организация учебной деятельности младших школьников 3 этап Поиск и построение способа решения учебной (учебно-практической) задачи (реализация плана) – умение открывать новое знание. Построение способа решения. Фиксация способа решения. Конкретизация. -О чём идёт речь? - Как связаны части? - Как показать это на модели? - Можно ли действовать таким образом, если изменится одно из условий? - Что надо изменить в способе действия, если изменится это условие?
4 этап Контроль и оценка хода и результатов работы – умение контролировать и оценивать результат и процесс учебной деятельности. Организация учебной деятельности младших школьников Контроль как самостоятельное учебное действие состоит в определении соответствия учебных действий условиям учебной задачи. Оценить – значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.
5 этап Рефлексия процесса и результатов работы – осознание собственных успехов трудностей. Организация учебной деятельности младших школьников Рефлексия – обращение к собственным действиям, их рассмотрение и анализ.
Условия организации учебного сотрудничества Однопредметность учебного сотрудничества. Особая позиция учителя: учитель-тьютор. Инициативность ребёнка в учебной деятельности. Наличие разных мнений и возможности их согласования. Поисковые, нерепродуктивные задания.
Пусть труд ваш будет радостным! Спасибо за внимание!