Социальное проектирование
И.В. Гете
Социальное проектирование учащихся – это задуманная, продуманная и осуществляемая учащимися имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального (но необязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте.
направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем; осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города); предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации; командный характер работы над проектом; проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде; осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.
Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать: социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.); социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.); социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.); социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).
Основными принципами социального проектирования являются: добровольность; учет возрастных, психологических, творческих особенностей; учет региональных особенностей; системность; интеграция учебной и внеклассной деятельности.
Стадии работыСодержание работы над проектом 1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом. Целью этого этапа, организуемого в ходе беседы с учащимися, является: 1) определение уровня подготовленности школьников к социально-проектной деятельности (проверка необходимых знаний, умений, навыков, выявление ценностных установок); 2) формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, города, района, области, страны.
2 стадия. Выбор проблемы. В ходе коллективного обсуждения, направляемого учителем, учащиеся определяют спектр вопросов, значимых для данной территории (города, села, района, области, страны, школы) и требующих решения. Затем на основе их анализа выбирается та проблема, которой будет посвящен проект. Для этого важно уяснить: Почему актуальна та или иная проблема? Как она влияет на состояние социального пространства? Почему проблема до сих пор нерешена? Одним из эффективных средств, используемые на этом этапе для формирования представлений школьников о наиболее актуальных проблемах социума, может стать проведение социологического исследования заранее определенных категорий респондентов. Необходимо, чтобы в конечном счете была выбрана проблема, которая: обладает выраженной личностной значимостью для учащихся; соизмерима с уровнем их возможностей; может быть решена в рамках существующего правового поля; решение которой реально на данной конкретной территории. Итогом обсуждения должно стать ясное понимание проблемы, над которой предстоит работать.
3 стадия. Сбор информации (исследование проблемы). Учащиеся делятся на несколько групп, которым предстоит собрать и проанализировать достаточно разнородную информацию по проблеме проекта. Одна группа, например, может провести социологическое исследование среди разных категорий респондентов, чтобы выяснить их отношение к поднимаемой проблеме; другая – заняться изучением материалов СМИ, третья – проработать нормативно-правовые документы; четвертая – встретиться с компетентными специалистами в данной области (возможно, при помощи педагогов или администрации школы) для получения необходимой информации и т.д. проводят социологические исследования, изучают материалы СМИ, получают экспертные оценки специалистов. Итогом данного этапа должно стать получение всеобъемлющей и доступной школьникам информации по проблеме, являющейся основой для последующей работы над проектом.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы. Полученный материал обрабатывается и систематизируется; выясняются возможные способы решения проблемы, выбирается один из них, разрабатывается программа реализации проекта.
5 стадия. Реализация плана действий команды. На этой стадии школьники пытаются полностью или частично воплотить на практике намеченный ими вариант решения проблемы. При этом реализуются два направления действий: 1) собственное участие команды в реализации проекта путем проведения различных акций, мероприятий и т.д.; 2) обращение к предполагаемым партнерам по реализации проекта (людям, организациям, учреждениям; передача предложений в СМИ) и организация взаимодействия с ними.
6 стадия. Подготовка к защите проекта. Модель проекта «Гражданин» предполагает стендовую презентацию социального проекта, включающую в себя: 1) оформление стенда из 4-х частей, отражающего стадии работы команды над проектом (может содержать фотографии, плакаты, схемы, диаграммы); 2) устное выступление команды (обычно из 4-5 чел.), построенное на материалах реализованного социального проекта и отражающее отношение к рассматриваемой в нем проблеме; 3) составление папки документов (портфолио), дающей более подробное представление о проекте. Однако в условиях развития ИКТ стенд с информацией о проекте целесообразно заменить компьютерной презентацией.
7 стадия. Презентация проекта Устная защита проекта в форме парламентских слушаний (т.е. представление проекта + ответы на вопросы). Ее лучше организовать в режиме конкурса команд, оцениваемого жюри.
8 стадия. Рефлексия. Анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. При поддержке учителя определяются встретившиеся трудности, оценивается вклад каждого участника, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления и дальнейшие перспективы развития проектной деятельности.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ СБОР ИНФОРМАЦИИ ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ СМИ ВСТРЕЧИ, ИНТЕРВЬЮ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ВСТРЕЧИ, ИНТЕРВЬЮ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЯ СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕФЛЕКСИЯ ОБРАЩЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА ОБРАЩЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕПИСКА СОБСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ СОБСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ
Социальная значимость проблемы Самостоятельность суждений, выработанных в ходе работы над проектом Научный кругозор и теоретическая грамотность Нестандартность и оригинальность решений Логичность и последовательность Обоснованность суждений Реалистичность Грамотность оформления результатов работы.
« Преступления несовершеннолетних: анализ и профилактика» «Соблюдение прав ребенка в школе» «Защита прав человека: практические предложения» «Школьное самоуправление» «Школьная Конституция» «Правила нашей жизни» «Закон об образовании глазами учащихся» «Выборы в школе» «Школьное информационное пространство» «Мое здоровье» «Азбука потребителя» «Я и политика» «Учимся строить отношения» «Организация досуга молодежи» «Школьная правовая консультация» «Как сохранить культурное наследие родного города?»