Протченко Надежда Александровна МОУ Чикманская СОШ Формирование единого образовательного пространства образовательного учреждения Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ- компетентности» по программе «Информационные технологии в управлении образованием» 2007 г
Информатизация – организованный социально-экономический и научно- технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования соответствующих информационных ресурсов. Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Проект «Информатизация системы образования» создан для повышения качества учебного процесса через изменение содержания, методов и организационных учебной работы с целью подготовки выпускников к условиям жизни в современном информационном обществе.
Единое информационное пространство школы – это система, которая обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; включает материально-технические и информационные кадровые ресурсы; предполагает наличие нормативно- организационной базы, технического и методического сопровождения.
Сформировать личность, способную найти свое место в информационном обществе и занять в нем активную позицию. Модернизация образовательного пространства школы через внедрение и использование информационных технологий, а также автоматизация административной работы.
Создание единой базы данных ОУ; Организация учебного процесса и внеурочной деятельности с использованием информационных технологий. Предоставление пользователям возможности общения между собой и доступа к общим ресурсам; Автоматизация управленческой деятельности (с использованием специальных программ, например - 1С: ХроноГраф Школа); Организация обучения и повышения квалификации педагогов в области ИКТ, включая дистанционные формы обучения; Пополнение медиатеки и совершенствование имеющегося оборудования.
Информационное пространство школы – это система взаимодействия всех участников образовательного процесса на информационном уровне.
Этапы формирования единого информационного пространства 1 этап – создание общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля школы (на базе программы 1С: ХроноГраф школа); 2 этап – создание локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места; 3 этап – создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к имеющейся базе данных и сайту школы.
Формирование базовой информации образовательного учреждения (информация общего доступа) Обработка информации общего доступа и конкретизация в системе планирования и управления учебным процессом Работа с информацией общего доступа и конкретизированной (обработанной) информацией из систем администрирования и обеспечения содержания в модулях дополнительного обеспечения Передача информации в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса (обработка, архивация и хранение) Формирование отчетной документации на основе обработанной в системах и модулях информации
Формирование информационно - насыщенного пространства школы ; Формирование информационно - насыщенного пространства школы ; Внедрение в учебный процесс современных электронных средств поддержки и сопровождения образовательного процесса Внедрение в учебный процесс современных электронных средств поддержки и сопровождения образовательного процесса Повышение качества обучения Повышение качества обучения Создание и обновление школьного сайта Создание и обновление школьного сайта Организация электронной библиотеки Организация электронной библиотеки Обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам Обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам
Использование программы 1С: ХроноГраф школа при создании информационного поля школы Хранение базовой информации о школе; Хранение базовой информации о школе; Автоматизация кадровой работы; Автоматизация кадровой работы; Систематизация данных об учащихся; Систематизация данных об учащихся; Решение вопросов планирования и организации учебного процесса; Решение вопросов планирования и организации учебного процесса; Автоматизация административно-финансовой и хозяйственной деятельности; Автоматизация административно-финансовой и хозяйственной деятельности; Формирование внешней и внутренней отчетной документации установленного образца и произвольной формы. Формирование внешней и внутренней отчетной документации установленного образца и произвольной формы.
Программное обеспечение ИС ОУ: программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.); программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, анализа успеваемости, автоматизации библиотеки и др.); программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.); информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно- методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).
Использование ПО учителями: Подготовка к урокам; Использование ЦОР на уроках; Реализация творческих способностей; Повышение своего образовательного и культурного уровня; Изучение различных программ (для самообразования); Ведение эл. Журнала, другой учебной документации; Использование интернет-ресурсов в учебной деятельности.
Видео-уроки; Презентации; Презентации; Защита проектов; Защита проектов; Конференции; Конференции; Мастер-классы; Мастер-классы; Дискуссии; Дискуссии; Решение учебных ситуаций. Решение учебных ситуаций.
Возможности Интернет: Интерактивное общение участников ОП; Размещение информации для всеобщего просмотра; Размещение служебной информации, доступ к которой защищен кодом или паролем; Размещение индивидуальных информационных полей участников, содержащих персонализированную информацию.
В школе процесс информатизации начался в 2002 г, когда был получен первый ПК по президентской программе. Дальнейшее пополнение МТБ происходило по поставкам из бюджета оборудования, ЦОР, закупали за счет средств УПБ. С 2003 года в школе есть выход в Интернет (с 2007 – высокоскоростной ), в 2006 г приобретена мультимедийная установка. На данный момент в школе 4 компьютера (3 в кабинете информатики, 1 – в бухгалтерии). 85 % учителей обучились на курсах Рай ЦИТ по программе Intel – обучение для будущего. 5 человек обучилось по проекту «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой ИКТ - компетентности». 45 % учителей школы имеют ПК дома и используют возможности ИКТ на уроках.
Недостаточный уровень финансирования; Недостаточный уровень финансирования; Низкие темпы внедрения ИКТ в ОП из-за невысокой ИКТ -компетентности педагогов; Низкие темпы внедрения ИКТ в ОП из-за невысокой ИКТ -компетентности педагогов; Нежелание разнообразить методы обучения за счет ИКТ из-за устоявшихся стереотипов и боязни перед огромным «полем деятельности». Нежелание разнообразить методы обучения за счет ИКТ из-за устоявшихся стереотипов и боязни перед огромным «полем деятельности».