Системно- деятельностный подход в реализации ФГОС второго поколения Семинар для учителей основной школы 21.01.12 © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретические основы системно- деятельностного подхода Собянина Л.М, методист Куединского РМЦ.
Advertisements

Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Подготовила Индолова Л. В. Учитель английского языка МБОУ СОШ ст. Терской.
Технология системно – деятельностного подхода Теоретическое сопровождение.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Системно - деятельностный подход в условиях введения стандартов нового поколения.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей русского языка и литературного.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Идеи системно- деятельностного подхода в обучении.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Школьный урок по новым стандартам. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов Подход к построению стандартов второго поколения.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Системно- деятельностный подход в реализации ФГОС второго поколения Семинар для учителей основной школы © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Современное образование - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться Новые результаты образования универсальные учебные действия: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствовани ю путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Системно-деятельностный культурно-исторический подход Интегрирует достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Системно- деятельностный подход Система Системный подход Деятельность Деятельностный подход © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Система некоторое множество взаимосвязанных объектов, организованных связями в некое единое целое.множество Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев, В.П.Беспалько © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Системный подход Системный подход направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Деятельность Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. (Психологический словарь) потребности Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). (Википедия)человека личности поведения © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Деятельность Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает всебя цель, средства, результат и сам процесс. (Энциклопедический словарь)форма отношения содержаниеизменениеусловие обществацельрезультат процесс © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Деятельность Механизмически осуществляемый процесс реализации нормы, в основе которого лежит преобразование «материала» в «продукцию», осуществление которого не может произойти естественным образом и предполагает использование соответствующих «средств». (Из методологического словаря для управленцев, О.С. Анисимов) © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Деятельностный подход Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Сергей Леонидович Рубинштейн Алексей Николаевич Леонтьев © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Структура деятельности Потребность Цель Действия, операции МотивРезультат Рефлексия © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Учебная деятельность деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. В.В. Давыдов © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Системно- деятельностный подход Системный подход Учебная деятельность © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Основополагающие тезисы концепции СДП Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Такая деятельность сопровождается разделение систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельно стный © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Свойства учебной деятельности Свойства учебной деятельности содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач УД направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач Общие способы действия предваряют решение задач УД приводит к изменению в самом человеке, ученике происходит изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Структурные компоненты учебной деятельности потребность; учебная задача; мотивы учебной деятельности; учебные действия и операции © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области Учебная задача – разрыв в практическом действии, который может быть преодолен отысканием нового способа действия. Характеризуется тем, что новый способ действия является общим способом решения целого класса конкретно- практических задач. Решать учебную задачу –преобразовывать, действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Учебная задача с позиции ФГОС ООО 1.Учебно-познавательные задачи направлены на формирование и оценку: –умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, –навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако- символических средств и/или логических операций, © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Учебная задача с позиции ФГОС 2. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка - разрешения проблем/проблемных ситуаций, - сотрудничества, - коммуникации © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Учебная задача с позиции ФГОС 3. Учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка -самоорганизации и саморегуляции, -рефлексии, -ценностно-смысловых установок, -ИКТ-компетентности обучающихся © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Мотивы учебной деятельности - общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний. Учебные действия - с их помощью решаются учебные задачи. Включают в себя действия контроля и оценки © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Теория планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина создания мотивационной основы действия становление схемы ориентировочной основы действия (алгоритм) формирование действия в материальной (материализованной) форме преобразование действия действие во внешней речи, «про себя» действие в скрытой речи в форме собственно умственного действия © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Возрастные особенности формирования УД Младший школьный возраст Введение учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение Средний школьный возраст Идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками. Старший школьный возраст Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Урок в аспекте системно- деятельностного подхода Обновление урока за счет: Формулировки и решения на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. Комплексного подхода к планированию результатов урока. Изменения роли учителя и ученика на уроке. Обновления форм организации учебных занятий. Смещения приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. Систематического использования технологий © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Этапы формирования умений 1.Мотивация и приобретение первичного опыта выполнения действия. Столкновение старого и нового знания, индивидуальное затруднение, осознание необходимости овладения новым способом деятельности. 2.Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. 3.Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4.Контроль © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Технология деятельностного метода Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности на уроке © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Технология развития критического мышления через чтение и письмо умение работать с информационным потоком в разных областях знаний; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Этапы (стадии) урока Стадия вызова, Стадия осмысления, Стадия рефлексии © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Проблемно- исследовательский метод Этапы исследования Мотивация или создание проблемной ситуации. Исследование. Обмен информацией. Организация информации. Связывание информации. Подведение итогов, рефлексия. Применение знаний © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Технология коллективно- индивидуальной мыследеятельности 1.Целевое пространство 1.1 Организация физического и социального пространства 1.2 Проблемный ввод 1.3 Целеполагание 2. Поисковое пространство 2.1 Организация поисковой деятельности по творческим микрогруппам. 2.2 Решение проблемы урока при обсуждении в микрогруппе, общем обсуждении Формирование выводного знания. 3. Рефлексивное пространство 3.1 Рефлексия деятельности. 3.2 Оценивание работы МГ 3.3 Выход на новую проблему © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Метод проектов Анализ ситуации, формулирование замысла, цели: анализ ситуации, конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования), выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в задачу. Выполнение (реализация) проекта: планирование этапов, обсуждение возможных средств решения задачи, реализация проекта. Подготовка итогового продукта: обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизация, анализ полученных результатов, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, выводы © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

Технология проблемно- диалогического обучения Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Открытие нового знания. Применение нового знания. Итог урока. Вывод по проблеме. Оценивание © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012

РЕФЛЕКСИЯ Я понял………… Мне показалось сложным……….. Хотелось бы изучить …………….. Я буду применять в своей практике…………… © Собянина Л.М., Куединский РМЦ, 2012