Творческая лаборатория
Состав группы Руководитель группы: Сергеева Людмила Ивановна- учитель высшей категории, Отличник народного просвещения, стаж работы 25 лет
Сергеева А. И.- учитель 1 категории, стаж 22 года Васильева М. Н.- учитель высшей категории, Отличник народного просвещения РФ стаж 26 лет Григорьева Г. В.- учитель 2 категории, стаж 18 лет
Цель: Овладение методической системой развивающего обучения
Задачи: знакомство с основными идеями, общими положениями теории развивающего обучения; наблюдение и анализ учебного процесса с точки зрения эффективности его влияния на общее развитие учащихся;
Технология развивающего обучения Система РО с на- правленностью на развитие твор- ческих качеств личности Личностно ориентированное РО Система РО Л. В. Занкова Технология РО Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова Технология саморазвивающего обучения
Системы РО с направленностью на развитие творческих качеств И. П. Волков; Г. С. Альтшуллер; И. П. Иванов Наивысший результат в педагогической технологии- это достижение творческого уровня развития личности. Это технологии, в которых развития творческих способностей является приоритетной целью: выявление и развитие творческих способностей И, П. Волкова; технология технического творчества (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера; технология воспитания общественного творчества И. П. Иванова; Они направлены на развитие различных сфер личности.
Личностно ориентированное развивающее обучение (И. Я. Якиманская) Цель этой технологии: Цель этой технологии: 1) развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка; 2) максимально выявить, иницировать, использовать,«окультурить» индивидуаль- ный опыт ребёнка; 3)помочь личности познать себя самоопределиться, самореализоваться.
Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко) Целью и средством становится доминанта самосовершенствования личности, включая в себя установки на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Целью и средством становится доминанта самосовершенствования личности, включая в себя установки на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова Это технология направлена на развитие логического, теоретического мышления. Это технология направлена на развитие логического, теоретического мышления. Особенности содержания: Особенности содержания: специальное построение учебного предмета; специальное построение учебного предмета; повышение теоретического уровня образования; повышение теоретического уровня образования; передача детям «высоких» форм общественного сознания. передача детям «высоких» форм общественного сознания. Развивающий характер обучения связан с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Развивающий характер обучения связан с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Содержательное обобщение- постижение предмета через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Содержательное обобщение- постижение предмета через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.
Дидактические структуры: Способы умственных действий и мышления подразделяются: подразделяются: Рассудочно- эмпирическое мышление; Разумно- теоретическое, диалектическое мышление; Содержательный анализ; Содержательное абстрагирование; Особое значение в этой технологии имеет действие обобщения. Особое значение в этой технологии имеет действие обобщения.
Особенности методики: Целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) отличается от других видов учебной деятельности прежде всего тем, что направлено на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. ЦУД- особая форма активности ребёнка, направленная на изменение себя как субъекта учения. Признаки ЦУД: Внутренние познавательные мотивы; Цели сознательного самоизменения; Позиция полноценного субъекта; Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД; Положение исследователя- творца; Рефлексивный характер. ЦУД- это деятельность, в которой ребёнок становится субъектом учения, деятельность по самоизменению.
Учебная задача в этой технологии похоже на проблемную ситуацию. Учебная задача решается школьниками путём выполнения определённых действий: самостоятельная постановка учебной задачи; преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической, буквенной формах; преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Система развивающего обучения Л. В. Занкова Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л. В. Занков разработал Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л. В. Занков разработал дидактические принципы РО: дидактические принципы РО: целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы; системность и целостность содержания; системность и целостность содержания; ведущая роль теоретических знаний; ведущая роль теоретических знаний; обучение на высоком уровне трудности; обучение на высоком уровне трудности; продвижение в изучении материала быстрыми темпами; продвижение в изучении материала быстрыми темпами; осознание ребёнком процесса учения; осознание ребёнком процесса учения; включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы; включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы; проблематизация содержания; проблематизация содержания; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; вариативность процесса обучения, индивидуальный подход; работа над развитием всех детей. работа над развитием всех детей.
Урок в системе РО Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В. Занкова форма организации могут существенно варьироваться. Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе Л.В. Занкова форма организации могут существенно варьироваться. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методика Л. В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Методика Л. В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Методическая цель- создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Методическая цель- создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Пути достижения цели: учитель создаёт проблемные ситуации; учитель создаёт проблемные ситуации; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д. стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д. использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика; поощряет стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. поощряет стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Особенности урока Ход познания - «от учеников». Ход познания - «от учеников». Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию. Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно – исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно – исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями. Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.
Отслеживание развития Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л.В.Занков предложил следующие показатели: наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций; наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций; отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.