Тема учебного проекта Синтаксис сложного предложения Учитель Фетисова Е Н Урок в 9 классе
Сведения об авторе Фетисова Елена Николаевна родилась 21 марта 1967 года. Образование – высшее. Окончила Тамбовский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт в 1988 году по специальности – «Русский язык и литература», квалификация: учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж-23 года.
«Знаки препинания- это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.» К.Г.Паустовский
Основополагающий вопрос Зачем нужны знаки препинания ?
Вопросы учебной темы. 1. В чем отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного ? 2. Каковы средства связи в сложных предложениях ? 3. Что нужно знать, чтобы различить сложносочиненные предложения от сложноподчиненных ?
Таблица 1 Сложные предложения Средства связи : 1. Союзы или союзные слова 2. Интонация ССП СПП 1. Сочинительные 1. Подчинительные 2. Интонация
Отрывок из стихотворения Я люблю когда шумят березы Когда листья падают с берёз Слушаю и набегают слезы На глаза отвыкшие от слез ( Н. Рубцов )
Цель работы: доказать, что текст состоит из сложных предложений ; расставить знаки препинания.
Учебные предметы Русский язык Литература Учащиеся 9 класса
Темы для самостоятельных исследований учащихся 1. Анализ стихотворения Н. Рубцова ( письменная работа ) 2. Алгоритм « Проведение лабораторных работ по русскому языку » 3. Тест « Знаки препинания в сложноподчиненном предложении »
Результаты представления исследований Презентация « Анализ стихотворения Н. Рубцова » Буклет « Знаешь ли ты секреты пунктуации ?»
Аннотация проекта В лабораторных работах по русскому языку обязательно используется метод наблюдений, который представляет собой простейший вид лабораторного исследования. Наблюдение может иметь самостоятельный характер, а также являться начальной ступенью более сложной деятельности. Материал для анализа содержит специально подобранные явления, которые можно сопоставить.
Аннотация Важнейшее условие работы – самостоятельность и целеустремлённость наблюдений, в результате которых может быть сделан определённый вывод. Практика показала, что учащиеся, к сожалению, не умеют наблюдать. Они привыкли к готовым образцам, правилам в учебниках, к подробнейшему объяснению учителя, который старается передать им свои знания. Я думаю, что это связано, во - первых, с нежеланием наблюдать и анализировать свои наблюдения ( проще спросить у учителя ), а во - вторых, с боязнью ошибиться и получить нежелательную оценку. В лабораторных же работах перед учащимися ставятся такие цели, которые требуют самостоятельного наблюдения и самостоятельного мышления.
Дидактические цели Формировать мотивацию к изучению пунктуации, компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, мышления ; Учить видеть проблему и находить пути ее решения ; Приобретать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации ; Учить наблюдать ; Развивать умения работать в группах
Методические задачи Формировать пунктуационные умения Освоить понятие « пунктуация » Учить излагать свои мысли устно и письменно Прививать интерес к предмету Учить наблюдать и устанавливать взаимосвязи в тексте
Результаты работ По результатам проверочных работ после проведения лабораторных работ прослеживается тенденция уменьшения количества ошибок, повышения успеваемости. Доля положительных отметок увеличивается, повышается интерес детей к урокам русского языка. И это результат именно систематической работы в лингвистических лабораториях.
Результативность опыта Лабораторные работы дают положительные результаты, обеспечивая минимальный объём домашнего задания, побуждая учащихся к творческой деятельности, к выработке умения самостоятельно исследовать языковой материал, анализировать определённые факты языка, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы, развивать лингвистическое мышление, активизируя их познавательную деятельность.
Динамика уровня обучения Качество знаний учащихся
Анализ результата Анализ результатов, представленных на диаграмме, указывает на рост качества знаний в классе за три года.
Этапы и сроки проведения проекта « Мозговой штурм » ( определение тем, формирование групп для проведения исследований ).1 урок (15 мин.) Самостоятельная работа учащихся по обсуждению заданий каждого в группе, выдвижение гипотезы решения проблемы. 2 урок (20 мин.) Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. 3 урок Подготовка школьниками отчета о проделанной работе. 4 урок (20 мин.) Защита полученных результатов и выводов. 5 урок
Список литературы Бахвалова, Т. В. Лабораторные работы в курсе « Современный русский язык / Т. В. Бахвалова – РЯШ 2/1997 – 128 с. Блинов, Г. И. Практические и лабораторные работы по методике русского языка / Г. И. Блинов – М.: 1985 – 265 с. Камынина, АА и др. Лабораторные работы по русскому языку / А. А. Камынина и др. – М.: Просвещение, 1983 – 353 с. Коротаева, Е. В. Познавательная активность : вопросы педагогической тактики / Е. В. Коротаева – РЯШ 2/2008 – 128 с. Худякова, Л. А. Лабораторные работы по русскому языку – в школу / Л. А. Худякова – РЯШ 6/1999 – 128 с..