ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Тьютор в электронном обучении Светлана ЯСКЕВИЧ научный сотрудник ЦДОИТ ИБМТ БГУ
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Кто такой тьютор? Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования (Википедия)Википедия Тьютор (преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме. При этом тьютор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет, практический опыт других обучающихся (МИМ ЛИНК)МИМ ЛИНК Тьютор – преподаватель-консультант, наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации своего образования. (Letopisi.ru)Letopisi.ru 2
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Функции тьютора Диагностическая, включающая сбор данных о планах и намерениях обучаемых, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовности их к обучению Проектировочная, направленная на выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучаемых проблем, и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемое помощи Реализационная, включающая оказание помощи и поддержку обучаемых при решении возникающих затруднений и проблем Аналитическая, направленная на анализ и коррекцию процесса и результатов обучения 3
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Диагностика по-нашему Предварительное тестирование Анкета с секретом Представление участников 4
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Проектирование по-нашему Адаптация учебных материалов Адаптация плана мероприятий Подготовка путеводителя (силлабуса) Подготовка виртуальных учебных площадок 5
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Поддержка по-нашему СредствоКак используется Комментарии к работамРегулярные проверки работ с комментариями Доска объявлений (по курсу)Объявления, напоминания, полезные ссылки и т.п. Форумы Дискуссии по материалам Учебные дискуссии Индивидуальные консультации ICQИндивидуальные консультации ВебинарыГрупповые консультации Ning-сообщество Библиотека материалов Календарь мероприятий Дискуссии на форумах и блогах Рабочие группы RSS-ленты WikiУчебные проекты 6 ОбязательныеНеобязательные
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Анализ по-нашему Анализ статистических отчетов Анализ форумов Анализ обратной связи 7
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Еще раз о функциях ФункцияУправлениеОбучениеРефлексия Диагностическая+ Целеполагающая+ Планирование+ Методическая+ Мотивационная+ Коммуникативная+ Контролирующая+ Информационная+ Аналитическая+ 8
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Воздействуем! Тьютор воздействует на эффективность учебной деятельности обучаемого Методы педагогического воздействия: – убеждение – обучение – стимулирование Метод педагогического воздействия – система педагогических приемов, позволяющих решать поставленные педагогические задачи 9
Воздействие убеждением 10
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Определимся Убеждение – это воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств Убеждение может выступать как – доказательство – внушение – их комбинация 11
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Рекомендации Опора на опыт обучаемых Искренность Конкретность Доступность изложения позиции Сочетание с практическим приучением Учет индивидуальных особенностей 12
Воздействие обучением 13
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Учебные мероприятия ФормыИндивидуальнаяОбучаемый – контент ПарнаяОбучаемый – обучаемый, обучаемый – тьютор ГрупповаяОбучаемый – обучаемые КоллективнаяОбучаемые – обучаемые ЦелиФормирование знаний Лекция, конференция, презентация, предварительная консультация Закрепление знаний Семинар, конференция Формирование умений и навыков Практикумы, лабораторные работы, кейсы, тренажеры, исследования, деловые игры, ролевые игры, Повторение и систематизация Лекция, конференция, презентация Контроль усвоения знаний Зачет, собеседование, тестирование, экзамен, олимпиада, курсовая работа 14
ВОЗДЕЙСТВИЕ СТИМУЛИРОВАНИЕМ 15
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий МетодПриемы в e-learning Соревнование Галерея лучших работ Рейтинги успеваемости … Поощрение Похвальные комментарии тьютора Дополнительные баллы (рейтинговая система оценивания) Привлечение к участию в проектах … Наказание Порицательные комментарии тьютора Штрафные баллы (рейтинговая система оценивания) Невозможность участия в проектах … 16
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Рекомендации Не позволять соревнованию выродиться в жестокую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой Не злоупотреблять поощрениями, чтобы не вызвать его обесценивание Не использовать коллективных наказаний, чтобы не создавать условий для нездорового сплочения 17
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Рабочее время тьютора ПериодОписаниеДеятельность тьютора Основное времяВремя, в течение которого достигается непосредственная цель учебного процесса Консультации обучаемых, учебные мероприятия, проектная деятельность и т.п. Вспомогательное время Время, затрачиваемое тьютором на обеспечение учебного процесса Сбор, обработка информации, подготовка документации и т.п. Подготовительно- заключительное время Время для подготовки тьютора и средств обучения к учебному процессу Самообучение тьютора, разработка/знакомство с учебными материалами, их убликация и т.п. Время обслуживания рабочего места Время для поддержания рабочего места в рабочем состоянии «Чистка» форумов, «чистка» файлообменников, установка вебкамеры и т.п. Время регламентируемых перерывов Время, в течение которого тьютор не принимает участие в учебном процессе Отдых Время нерегламентируемых перерывов Время вынужденных простоев учебного процесса Технические неполадки, «засыпания» тьютора и т.п. 18
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Наши требования Тьютор участвует в разработке материалов по курсу Тьютор участвует в публикации материалов по курсу Тьютор обязательно передает обучаемым e- mail (иные средства связи – по желанию тьютора) Тьютор не оставляет без ответа сообщения на форуме, отвечает в течение 1-2 суток Тьютор регулярно проверяет наличие присланных на проверку работ Тьютор дает обратную связь по всем присланным на проверку работам 19
ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ Центр дистанционного образования и информационных технологий Поработаем в wiki? В Энциклопедии ElearningWiki создана статья Рекомендации для тьютораЭнциклопедии ElearningWikiРекомендации для тьютора Внести лепту! 20
Вопросы? Пожелания? Предложения? Светлана ЯСКЕВИЧ научный сотрудник Центра дистанционного образования и информационных технологий ИБМТ БГУ Тел: +375 (29) ICQ: Skype: nikby