Петрова Елена Владимировна – директор МОУ лицей 4, учитель истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность. Проектную технологию, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века, поскольку она позволяет сформировать у учащихся самостоятельность.
Advertisements

Присяжная Е.А. - учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия» имени С.В. Ковалевской г. Великие Луки.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Методическая разработка руководителя отдельной дисциплины истории, обществознания и географии Задорина А.В. Часть 2. Казань 2012 г.
Проектная технология Гергенрейдер Т.В. Учитель истории МОУ «СОШ 15 г. Новоалтайска»
В преподавании литературы Автор программы: Самарская Е.Н.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Методическая разработка руководителя отдельной дисциплины истории, обществознания и географии Задорина А.В. Часть 1. Казань 2012 г.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Презентация учителя начальных классов МОУ гимназии «Гармония» Фроловой Светланы Николаевны.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Транксрипт:

Петрова Елена Владимировна – директор МОУ лицей 4, учитель истории и обществознания

1.Вступление 2.Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности 3.Критерии отбора методов обучения 4.Стиль проведения интерактивных занятий 5. Примеры интерактивных учебных ситуаций, игрового проектирования из курсов всеобщей и отечественной истории 1.Вступление 2.Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности 3.Критерии отбора методов обучения 4.Стиль проведения интерактивных занятий 5. Примеры интерактивных учебных ситуаций, игрового проектирования из курсов всеобщей и отечественной истории 2

Обучение и развитие относится к вечным педагогическим проблемам 1.Презентация темы Сегодня российское общество вынуждено обратиться к проблеме обучения и развития вновь, стремясь найти наиболее правильное ее решение за достаточно короткий срок. Однако по мере возрастания вариантов ее решения, в порядке геометрической прогрессии появляются новые вопросы без конкретных ответов При безусловных достоинствах других развивающих методов, уделим внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит совместная познавательная деятельность учителя и школьников На разных этапах человеческого общества, даже в разных этнических сообществах, социальных группах эту проблему периодически актуализировали, пытались решить и решали по-разному 3

Цели и задачи обучения школьников истории сегодня невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний. Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к учащемуся без помощи учителя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. 4

В процессе обучения истории наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие") 2.Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности 5

Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия 6

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение Содержанием интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал 7

Целью интерактивного обучения для современной школы является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие школьника включает развитие личностных новообразований в его потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах 8

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно, результативно, чем обучение в этом направлении каждого школьника в отдельности. Негативные личностные приобретения школьника можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения. 9

Содержание учебного материала по истории включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимание и усвоение школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине - это прекрасная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, определяющих успех и развитие творчества у школьников 10

К интерактивным методам относят мозговой штурм, обыгрывание ролей, учебные деловые игры, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. К интерактивным методам относят мозговой штурм, обыгрывание ролей, учебные деловые игры, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. 11

знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются,анализируются и корректируются представления и т.п. знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются,анализируются и корректируются представления и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках истории создает благоприятные условия для формирования у школьников учебной деятельности и реализующих ее общеучебных умений В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у учащихся формируются 12

соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития школьников соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие способу руководства учебной деятельностью 3.Критерии отбора методов обучения: Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками 13

4. Стиль проведения интерактивных занятий доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути налаживания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения Поскольку совместная деятельность одно из условий формирования демократического, гражданского обществ, то проектирование отношений между учителем и учащимися должны основываться на принципах 14

гуманная педагогическая позиция ценностное отношение к учащемуся, творчеству создание культурно-информационной и предметно-развивающей среды владение методикой и основами образовательной технологии нацеленно развивать индивидуальность учащегося Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход Основные требования его соблюдения: 15

В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя учащимся самостоятельность в выборе средств достижения цели адекватных учебных действий партнеров 16

5. I. Учебная деловая игра репетиция и исполнение школьником социальных ролей, в которых отражается ценностный характер поступков конкретного исторического персонажа в конкретный исторический период воссоздает определенную форму предметного и социального содержания какой-либо деятельности, поступков конкретной исторической личности моделирование систем отношений, характерных для данной деятельности, конкретного исторического периода, ситуации способствует овладению предметной и социальной компетенциями воспроизводит типичные социальные и политические ситуации в концентрированном виде 17

Цель учебной деловой игры: осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учетом взаимодействия с одноклассниками (учитывая их знания, реакцию, интересы и особенности характера) имитационная операционная исполнение ролей инсценировка Виды учебной деловой игры: 18

А. Имитационные игры предполагают имитацию деятельности какого- либо учреждения, государственного органа, например, работа Земского собора, Государственной думы, парламента, Генеральных штатов (какого-либо учреждения) Послы Московского земского собора и народ просят Михаила Федоровича Романова принять царский венец Государственная Дума 19

Рыцарский турнир А. Имитационные игры предполагают имитацию события (съезд партии, совещание военачальников накануне сражения, судебное заседание и т.д.); имитацию обстановки, условий, например, королевский прием, рыцарский турнир, ход сражения и т.д., а также некоторые виды дискуссий. Судебное заседание с участием присяжных заседателей Торговля 20

Б. Операционные игры предназначены для упражнений конкретных специфических действий и моделируют определенный процесс. Например, изготовление египетского папируса; конференция, симпозиум и т.п. Изготовление Египетских папирусов Симпозиум В-Г. Исполнение ролей, инсценировки широко используются во всех классах школы как прием погружения в ситуацию с целью мобилизации, активизации знаний, опыта, нравственно-волевых качеств. 21

Курс "История Средних веков"6 класс, тема "Мир ислама". Задание: Инсценировать по выбору спор: между шиитом и суннитом; между сторонниками центральной власти халифа и сторонниками обособления отдельных частей Халифата. Духовный лидер суннитов Ирака предлагает восстановить в Ираке монархию Ирак, Неджеф. Гробница Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Одна из главных святынь шиитов 22

Курс "История Средних веков"6 класс, тема "Ремесло и торговля в средневековой Европе". Задание: От первого лица составить рассказ об одном дне ремесленника (или купца) 23

Курс "История Средних веков"6 класс, тема "Католическая церковь в борьбе с еретиками". Задание: Взять интервью (интервьюировать) у … (тему выбрать самостоятельно) Святой Доминик Франциск Ассизский 24

Иннокентий III Церковь иезуитов Museo del Prado, Madrid Педро Берругете (Pedro Berruguete, ок ) СОЖЖЕНИЕ ЕРЕТИКОВ (АУТОДАФЕ) BURNING OF THE HERETICS ( AUTO-DA-FE)

Этапы учебной деловой игры: 1.Этап подготовки класса, участников и экспертов. Консультирование и отбор материала 3.Этап непосредственной игры: имитационного моделирования конкретных условий и динамики явления. Педагог не может вмешиваться в ход игры, исправлять действия ее участников. Допускается корректировка действий участников со стороны ведущего в том случае, если они отклонились от цели игры 2.Этап изучения материалов, исторической ситуации. Консультации и предварительное обсуждение действий участниками игры 4.Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Решающее слово - за экспертами. Участники имеют право отстаивать свою позицию 26

Правила для участников учебной деловой игры: принимать активное участие в отборе учебного материала для игры, изучить его строго следовать цели игры уважать право одноклассников на собственное мнение, даже если оно резко противоположно твоему быть терпимым и целенаправленно строить диалог, искать компромисс в процессе общения с другими участниками для осуществления учебной игры в ходе обсуждения игры, спора сосредоточиться на выявлении сильных и слабых сторон в позиции своего оппонента продумывать ход своих действий и прогнозировать действия своего партнера осуществлять рефлексию в процессе игры 27

Пример деловой игры-конференции "Историки и современники о падении Константинополя" Цель учебной деловой игры - формирование самостоятельности в поиске знаний, приобретении и развитии общеучебных умений; а также развитие способности выступать перед классом с сообщением или докладом. До конференции можно провести импровизированную экскурсию с библиотекарем и учеником по выставке книг по теме конференции 28

Схема подготовки и организации конференции: 1 этап. По завершению изучения материала учитель предлагает организовать и провести учебно-деловую игру-конференцию "Историки и современники о падении Константинополя" с тем, чтобы расширить представления о впечатлениях людей разных стран того периода о падении Византии. Учитель и учащиеся обсуждают кто из "историков" и "современников" будет принимать участие в конференции выбираются эксперты определяется цель, время и продолжительность игры предлагается перечень дополнительной литературы, который может быть изменен учащимися Учитель и учащиеся обсуждают кто из "историков" и "современников" будет принимать участие в конференции выбираются эксперты определяется цель, время и продолжительность игры предлагается перечень дополнительной литературы, который может быть изменен учащимися В процессе обсуждения учитель направляет, уточняет, корректирует суждения учащихся 29

На первом этапе совместно с учащимися заранее составляется программа конференции. Ее оформление должно быть тщательно продумано (тема, эмблема, дата, время, докладчики и содокладчики и темы их выступлений). Учащимся заранее предлагается подготовить доклады (выступления историков) под руководством учителя. На первом этапе совместно с учащимися заранее составляется программа конференции. Ее оформление должно быть тщательно продумано (тема, эмблема, дата, время, докладчики и содокладчики и темы их выступлений). Учащимся заранее предлагается подготовить доклады (выступления историков) под руководством учителя. 30

2 этап. Учащиеся отбирают материал из предложенной учителем и самостоятельной найденной литературы. Учитель консультирует, совместно с учащимися обсуждает актуальную информацию. Одновременно готовятся содокладчики (историки), комментаторы (современники), чтецы, художественные и музыкальные оформители. Учитель подготавливает (по желанию самих школьников) одного или двух ведущих 3 этап. Непосредственно игра под руководством ведущего 4 этап. Завершение игры, анализ ее и подведение итогов, оценка действий участников экспертами и в процессе совместного обсуждения 31

1.Византийский историк Дука "Плач о Константинополе". 2.Польский историк Ян Длугош. 3.Из древнерусской "Повести о взятии Константинополя". 4.Турецкий историк XVI века Саад-ад- Дин. 5.Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада". 6.А.П. Каждан "Византийская культура" (современный историк. работа написана в 1968г.). 1.Византийский историк Дука "Плач о Константинополе". 2.Польский историк Ян Длугош. 3.Из древнерусской "Повести о взятии Константинополя". 4.Турецкий историк XVI века Саад-ад- Дин. 5.Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада". 6.А.П. Каждан "Византийская культура" (современный историк. работа написана в 1968г.). Государственная публичная историческая библиотека m.ru/biblio/projgpib.shtmlhttp:// m.ru/biblio/projgpib.shtml Государственная публичная историческая библиотека m.ru/biblio/projgpib.shtmlhttp:// m.ru/biblio/projgpib.shtml 32

Примером имитационной деловой игры может быть "Суд над Мехмедом II" в 6 классе в ходе изучения темы "Византия и исламский мир " курса "История Средних веков" Турецкие воины Цель учебной деловой игры : развитие предметной и социальной компетенции учащихся, создание условий для формирования учебной деятельности и взаимообогащения мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер психики учащихся. 33

Совместные действия: Обозначаются основные участники учебной игры и с учетом этого создается команда участников игры, экспертов. Учитель и учащиеся совместно распределяют роли защитников и обвинителя. По желанию учащихся или по выбору учителя, определяются судья и два присяжных заседателя. Эти ребята должны иметь организаторские способности и хорошо владеть учебным материалом. Остальные ребята могут выступать в роли свидетелей Предложения и действия учителя : обыграть ситуацию, чтобы погрузившись в историческую ситуацию помочь понять причины падения Византии, мировой резонанс данного явления, четко сформулировать цели игры 1 этап. Действия учащихся: Совместное изучение материала учебника в рамках урока Этапы учебной деловой игры: Можно предложить учащимся, на выбор, роли горожан (купец, священник, монах, ремесленник-ювелир), воин-наемник славянин, воин-византиец, европеец-путешест- венник, генуэзец, венецианец, турки, Мехмед II, погибший последний византийский император Константин XII Палеолог 34

В процессе развертывания учебной деловой игры учащимся необходимо дать собственную оценку событиям пятисотлетней давности. Они должны вынести приговор или оправдать действия османов во главе с Мехмедом II против Византии, ее культуры, ставшей колыбелью складывающейся мировой цивилизации. Учитель со стороны наблюдает за ходом учебной игры, ведущий контролирует ход игры, по необходимости корректирует действия ее участников. Игра способствует закреплению учебного материала и приобретению новых знаний 3 этап Имитационное моделирование суда над Мехмедом II. Четкое соблюдение хода игры, регламента Предложения и действия учителя : Опережающие индивидуальные и групповые консультации 2 этап. Действия учащихся: изучение учащимися дополнительной литературы. Совместное обсуждение идей, ролевого содержания игры. Совместные действия: Мехмед II 35

Совместные действия: анализ и обсуждение вклада каждого участника в игру, ее результатов экспертами Предложения и действия учителя : 4 этап Действия учащихся: Завершение учебной деловой игры "Суд над Мехмедом II", Литература: Рекомендуется использовать наряду с учебником дополнительную литературу по выбору учащихся по теме учебной деловой игры Игра способствует закреплению учебного материала и приобретению новых знаний Этапы учебной деловой игры: 36

Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей Игровое проектирование Основой проектирования является развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную и познавательную деятельность учащихся Проект всегда предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени В процессе проектной деятельности у учащиеся формируется умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление В процессе проектной деятельности у учащиеся формируется умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление 37

Проектную технологию, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века, поскольку она позволяет сформировать у учащихся самостоятельность в принятии решений в новых условиях, адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности Способность организовать результативную проектную деятельность учащихся можно рассматривать как показатель высокого мастерства и профессионализма учителя, прогрессивной методики и технологии обучения и развития школьников Проектная деятельность также во многом пересекается с дифференцированным, групповым подходами к обучению 38

В творческих проектах, где более сложно оценить деятельность учащихся, оценка также необходима, как промежуточная, так и итоговая более приемлема бальная шкала оценивания достижений учащихся в игровых проектах, носящих соревновательный характер Это в полной мере относится к информационным и практико-ориентированным проектам оценка не обязательно должна соответствовать принятой шкале, она может быть словесной или по бальной шкале обязательность этапов работы и четкая организация деятельности с пошаговой оценкой на каждом из этапов в исследовательском проекте Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты Проекты могут быть краткосрочными (1-2 урока в рамках одного предмета или двух). Проекты средней и длительной протяженности по преимуществу междисцип- линарные, направленные на решение значительной, либо комплекса проблем 39

открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников (помочь организовать встречу, посещение редакции и т.п.) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, учитель также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся Проект 40

Проекты классифицируются по преобладающему методу: Творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследова- тельского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т.п.) Исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть В игровых проектах структура может изменяться до окончании проекта (но не в технологии), участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения Информационный проект основывается на методе сбора информации о каком- либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории. Безусловно, в данном случае важна четкость структуры 41

2.Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся 5. Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости 1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. Тема для всего класса может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение учащимися в классе разных проектов 3. Проект педагогически значим, т.е. учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем 4. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания допускается гибкость и изменения 42

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов проектирования. Подведение итогов, итоговая оценка работы. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта (какие познавательные и нравственные находки были сделаны) 4.Заверше- ние проекта Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль, оценка и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся 3.Этап реализации проекта Выбор исполнителя (одного или нескольких - формирование команды), распределение обязанностей, планирование работы, разработка примерного содержания этапов, определение учителем форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога 2.Этап разработки Разработка основных идей, констатация изученности темы, прогнозирование рамок исследуемой темы, обоснование ее актуальности, предположение о результатах и путях достижения цели (гипотеза) 1.Исходный Этапы проектирования: 43

Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа (англ. - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Ганнибал 45

Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе 46

Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся: осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно будут искать ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету - истории, конкретно к данному историческому периоду 47

Повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность Работу с мультимедийными программами следует также отнести к интерактивным формам Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся Формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке 48

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме Это эффективный стимул обучения школьников Использование учебных мультимедийных программ такого рода создает благоприятные условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории в условиях урочной системы Учащемуся становятся одновременно доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала, общего развития 1 49

Таким образом совместная деятельность учащегося и учителя в режиме автономной работы происходит по схеме: учащийся > мультимедийный материал и тестирующие задания > учитель Это эффективный стимул обучения школьников Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно с использованием возможностей компьютерной программы Автономная работа с мультимедийным материалом может сочетаться с любыми формами учебных занятий, включаться в различные части урока 2 50

соответствие мультимедийных программ учебному содержанию, цели урока; взаимосвязь всех частей урока; цельность; обоснованность приемов. методов, средств, ведущих к цели; динамику учебного процесса, развития учащихся на пути к цели; результативность учебной деятельности учащихся на каждом этапе урока. соответствие мультимедийных программ учебному содержанию, цели урока; взаимосвязь всех частей урока; цельность; обоснованность приемов. методов, средств, ведущих к цели; динамику учебного процесса, развития учащихся на пути к цели; результативность учебной деятельности учащихся на каждом этапе урока. Логика урока с использованием мультимедийных средств предполагает: 51

Работа учащихся с материалами мультимедийного учебника будет способствовать: формированию у учащихся элементарного теоретического анализа и последующей логической оценки; пониманию сущности явлений в процессе анализа учебной информации; различению рациональных и нерациональных способов деятельности; выделению главного в практической и самостоятельной работе; формированию умений простейшей аргументации, выраженной в словесной и письменной формах; развитию умений классификации учебного материала (группировка, сравнение, сопоставление, выделение отличий) и обобщения (делать умозаключения, выводы). формированию у учащихся элементарного теоретического анализа и последующей логической оценки; пониманию сущности явлений в процессе анализа учебной информации; различению рациональных и нерациональных способов деятельности; выделению главного в практической и самостоятельной работе; формированию умений простейшей аргументации, выраженной в словесной и письменной формах; развитию умений классификации учебного материала (группировка, сравнение, сопоставление, выделение отличий) и обобщения (делать умозаключения, выводы). 52

Примеры практических заданий С помощью набора интерактивных карт о древнейших людях докажите, что Африка - прародина человечества Практическая работа 1 с картой мультимедийного "Атласа Древнего мира": 53

Примеры практических заданий На основе видеоряда "Атласа Древнего мира" определите, что общего и особенного в архитектуре древнеегипетской пирамиды, шумерского зиккурата и храма ольмеков. Работа в малых группах : Особенности искусства Месопотамии. Практическая работа 6: Найдите информацию, сгруппируйте ее для ответа на вопрос: почему Осирис, Исида и Гор были особо почитаемы древними египтянами? Практическая работа 5: Найдите на карте приблизительное место встречи Бога Яхве и Моисея. Практическая работа 7 54

Используя карты, сравните территорию, занятия, развитие торговли, направления морских путей в шаньский и ханьский периоды. Практическая работа 9: С помощью карт "Атласа " определите и опишите наиболее короткий путь из Ассирии в Урарту. Работа в группах: Основываясь на интерактивный видеокомплекс "Пазырыкский курган", составьте справку о ремеслах, религиозных представлениях и образе жизни скифов Практическая работа 8: На основе интерактивного древнего рисунка составьте рассказ о жизни китайцев в период Чжоу. Дискуссия на тему: "Почему широкий интерес к древним цивилизациям Америки возник лишь в XX веке?" Практическая работа 10 Примеры практических заданий 55

Объясните, почему Акрополь и театр Диониса находились рядом, в одном месте, когда другие общественные сооружения находились в разных концах города? Практическая работа 12: Используя информацию "Атласа", объясните связь между возникновением полисной системы и гражданства в Афинах. Практическая работа 11: Примеры практических заданий 56

Задания "Рабочей карты": 1.В трактате "Гражданская война Цезаря и Помпея" Флор называет гражданскую эту войну "более чем войной". Прокомментируйте эту оценку события писателем. 2.С помощью конкретных фактов раскройте исторический смыл строк из произведения Гая Октавиана Августа "Гражданские войны": "В 19 лет я по своей инициативе и на свои средства снарядил войско, с помощью которого я вернул свободу государству, угнетенному господством одной клики." 3.В чем отличие правления триумвиров от политики олигархической верхушки времен ранней республики? Дискуссия на тему: "Почему именно у греков зародилась демократическая форма управления?" Практическая работа 13 Рассмотрите карту-схему расположения главных акведуков Рима. Почему источники воды были так удалены от столицы? Дискуссия на тему: "Какова историческая роль Рима в образовании современной европейской цивилизации?" Практическая работа 14 Примеры практических заданий 57

1.В чем преимущество интерактивных форм и методов обучения по отношению к традиционным? 2.Объясните, каким образом учебные деловые игры, проблемные ситуации, инсценирование способствуют самореализации личности учащегося. 3.В чем состоят трудности использования интерактивных методов обучения истории современным учителем? 4.Почему важно организовывать в процессе изучения программного материала различные проекты? 1.В чем преимущество интерактивных форм и методов обучения по отношению к традиционным? 2.Объясните, каким образом учебные деловые игры, проблемные ситуации, инсценирование способствуют самореализации личности учащегося. 3.В чем состоят трудности использования интерактивных методов обучения истории современным учителем? 4.Почему важно организовывать в процессе изучения программного материала различные проекты? 58

5.Обсудите с коллегами, с какой целью необходимо конструировать и последовательно реализовывать этапы любой деловой игры, проекта. 6.Как вы считаете, какую роль в формировании предметных компетентностей играют практические задания к историческим картам, рисункам? 7.Реализации каких подходов к обучению способствуют интерактивные методы и формы организации учебной деятельности? 8.Прокоментируйте, какова связь интерактивных методов обучения с другими компонентами процесса обучения. 5.Обсудите с коллегами, с какой целью необходимо конструировать и последовательно реализовывать этапы любой деловой игры, проекта. 6.Как вы считаете, какую роль в формировании предметных компетентностей играют практические задания к историческим картам, рисункам? 7.Реализации каких подходов к обучению способствуют интерактивные методы и формы организации учебной деятельности? 8.Прокоментируйте, какова связь интерактивных методов обучения с другими компонентами процесса обучения. 59

1. Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. М., Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М., Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. М., Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М., Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.,

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе, М., Шевчеко Н.И. Методические советы учителю по работе с мультимедийным диском "Атлас Древнего мира" изд-ва "Просвещение-МЕДИА", М., Шевченко Н.И., кафедра исторического и социально-экономического образования. 6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе, М., Шевчеко Н.И. Методические советы учителю по работе с мультимедийным диском "Атлас Древнего мира" изд-ва "Просвещение-МЕДИА", М., Шевченко Н.И., кафедра исторического и социально-экономического образования. 61

Выход 62