Организация системы Открытого Образования в лицее. Технология дистанционного обучения Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся лицея Щукина А.Г., зав.кафедры информатики Лицей информационных технологий
«… Для того чтобы научить детей самим получать знания, сформировать у них нормальное креативное мышление, уверенность в себе, в своих способностях – для всего этого нужны соответствующие учителя. … Необходимо также развивать и дистанционные технологии обучения, создавать возможности для самостоятельного образования.» Д.А.Медведев, Президент РФ
Анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования электронизацией компьютеризацией информатизацией образовательного процесса Этапы информатизации образования
применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям ученика; разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению его мотивации; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; разработка информационных технологий дистанционного обучения; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса; внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля; формирование информационной культуры участников образовательного процесса. Важнейшие задачи информатизации образования на текущем этапе
формирование системы непрерывного образования, направленной на постоянное развитие личности; создание единого информационного образовательного пространства; активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий; синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования; создание системы опережающего образования. Тенденции развития информатизации образования:
- система организационных, педагогических и информационных технологий, основу которой составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная, самостоятельная работа. Учащийся может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения при согласованной возможности контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Открытое образование
Цель открытого образования - подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Открытое образование
Принципы открытого образования. Открытое планирование обучения. Свобода выбора времени, темпа и места обучения. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку. Свободное развитие индивидуальности. Открытое образование
Дистанционное обучение это обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности учителя и ученика.
Технологии организации дистанционного обучения Сетевая технология Чат- занятия Кейс- технология ТВ- технология Кейс- технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения ТВ- технологии – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения. Видеоконференция – визуальное общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы коммуникаций и компьютерных технологий. Электронная почта – способ применения сетевых технологий для адресного обмена сообщениями. Аудиоконференция – голосовое общение нескольких лиц, находящихся в различных географических точках, посредством использования системы коммуникаций, компьютерных технологий или телефона.. Общение нескольких лиц в режиме ON-LIne, находящихся в различных географических точках, посредством передачи текстовых сообщений, используя компьютерные сети.
Необходимые условия: Аппаратно- программные средства Средства передачи информации Информацион- ная база Нормативно- правовая база Квалифицированный учитель
Система обучения по предметам Интернет-проект для дистанционного обучения школьников Виртуальная лаборатория по физике Интернет-проект для дистанционного обучения школьников иностранному языку Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Интернет для детей Каталог веб-ресурсов для детей
Тематические дистанционные курсы Интернет-университет информационных технологий Каталог мультимедийных обучающих программ Центр дистанционного образования "Эйдос" Система "Прометей" Московский институт открытого образования Школьный университет г. Томск
Научные семинары, конференции, выставки Всероссийские дистанционные конкурсы «Мир Конкурсов» Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся Центр дистанционного образования "Эйдос" Всероссийский открытый конкурс исследовательских проектов Конкурс для учителей
В результате использования дистанционного обучения формируются: умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность; умение самостоятельно планировать деятельность; умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат; умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче; навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий; навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности; навык самообразования.
Приоритетные направления деятельности учителя 1 Проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web- страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет- технологий; Использование образовательных ресурсов 2 принцип интерактивности; принцип адаптивности; принцип модульности; принцип оперативности и объективности оценивания. 3 Электронная почта. Программа для организации конференц-связи Skype. Программа мгновенного обмена сообщениями ICQ. Форум школьного сайта. Работа с дополнительным материалом к уроку Обмен опытом, повышение квалификации Посещение уроков, семинаров, конференций 4 Презентации Разработки уроков Мультимедийные презентации учащихся Уроки на основе готовых программных продуктов Создание базы данных учителей предметников
Приоритетные направления деятельности ученика 1 Использование инф. Ресурсов ОО пространства лицея Задание по реферату. Оформление реферата, НИР, решение олимпиад согласно требованиям. Повышение инф. Культуры НИР Тренировки к ЕГЭ 2 принцип интерактивности; принцип адаптивности; принцип модульности; принцип оперативности и объективности оценивания. 3 Электронная почта. Программа для организации конференц-связи Skype. Программа мгновенного обмена сообщениями ICQ. Форум школьного сайта. Работа с дополнительным материалом к уроку Элективные курсы, дополнительное образование Консультирование, обсуждение проблем, подготовка дом. заданий 4 Применение компьютерных технологий школьный сайт. Создание электронного портфолио
Приоритетные направления деятельности родителей 1 Использование инф. Ресурсов ОО пространства лицея Задание по реферату. Оформление реферата, НИР, решение олимпиад согласно требованиям. 2 Школьный сайт Ресурсы сети Интернет Сайты образовательных структур города и России 3. Электронная почта. Программа для организации конференц- связи Skype. Программа мгновенного обмена сообщениями ICQ. Форум школьного сайта. Сопровождение детей в дистанционных конкурсах, НИР Знакомство с нормативно- правовым обеспечением ОП Интернет общение с руководством лицея и учителями
Преимущества дистанционного обучения проводить обучение большого количества человек; проводить обучение независимо от неблагоприятных природных факторов и эпидемической обстановки в регионе. повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек, отслеживания результатов обучения в режиме on-line и т.п.. создать единую образовательную среду, позволяющую проводить обучение с учетом межпредметних связей, организации проектной деятельности, отслеживания рейтинга результатов обучения и т.д.. получение наглядной картины уровня подготовки учащихся в сравнении с другими регионами; организации обмена опытом по решению задач, поставленных перед системой образования правительством страны.
Заключение В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.