1 Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
2 С 1 января 2011 года вступает в силу П Р И К А З N 209 от "24" марта 2010 г., зарегистрированный Минюстом России 26 апреля 2010г. «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
3 Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (обязательная).
4 Формирование аттестационных комиссий: БЫЛО СТАЛО 4-х уровневая комиссия: 2-х уровневая комиссия: 1. образовательные учреждения 1. региональный уровень 2. муниципальный уровень 2. федеральный уровень 3. региональный уровень 4. федеральный уровень На местах могут быть созданы территориальные комиссии, но утвержденные приказом Департамента образования Ивановской области.
5 Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти. Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).
6 Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.
7 Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
8 Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.
9 Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника. В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации. При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
10 Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
11 Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)
12 Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
13 Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.
14 Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
15 Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - имеют установленную первую квалификационную категорию; - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (скорее всего в регламенте добавят областные олимпиады); - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
16 Методика аттестации педагогических работников на первую или высшую категории разработана на базе профессионального стандарта педагогической деятельности, в основу которого положен психологический анализ деятельности учителя и ученика а также данные педагогической теории, опросы педагогов, учащихся и других участников образовательного процесса.
17 Деятельностный подход позволяет выделить следующие базовые компетенции: 1. в области постановки целей и задач педагогической деятельности; 2. в области мотивации учебной деятельности; 3. в области информационной основной педагогической деятельности; 4. в области разработки программ и принятия педагогических решений; 5. в области организации учебной деятельности. А также профессионально важные личностные качества: - эмпатийность и социорефлексия; - самоорганизация; - общая культура.
18 Разработанная методика включает в себя 2 блока: - экспертная оценка уровня педагогической компетенции; - самооценка педагогической компетенции.
19 Экспертная оценка уровня педагогической компетенции.
20 Экспертный лист оценки уровня компетентности педагогической деятельности. Для осуществления оценки уровня сформированности основных компетенций педагогической деятельности для экспертов подготовлены экспертные листы, предполагающие оценку педагогических компетенций по специально разработанным параметрам. Всего методика включает 90 утверждений.
21 Экспертам предлагается оценить ряд параметров, отражающих уровень развития соответствующих педагогических компетенций, по 5-бальной шкале: 5 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством. 4 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством. 3 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества. 2 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности реализуется в деятельности эпизодически (редко) и с низким качеством. 1 - Выставляется в том случае, когда оцениваемый параметр компетентности в деятельности не реализуется.
22 При проведении экспертной комиссии экспертам рекомендуется использовать следующие источники: - Анализ урока; - Анализ результатов учебной деятельности учащихся; - Анализ результатов внеучебной активности учащихся; - Анализ показателей методической работы педагога; - Анализ достижений педагога: имеющихся наград, грамот и наказаний; - Опросы удовлетворенности педагогической деятельностью аттестуемого; - Рейтинг педагога (обучающиеся, коллеги, администрация); - Результаты опросов и диагностики учащихся.
23 Методика позволяет получить оценки по базовым компетенциям. Результаты могут быть представлены в числовом и графическом форматах. ПК = (0,43 * ПД) + (0,33*ОУД)+(0,17*ЛК)+(0,07*ИОД)- (0,33*ПЦ)-(0,02*МД)-1,61 Где: ПК – Коэффициент профессиональной квалификации. -1,61 – свободный член регрессионного уравнения. ПД (э) - Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение). ОУД (э) - Экспертная оценка компетентности в области организации учебной деятельности (среднее значение). ЛК (э) - Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение). ИОД (э) - Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение). ПЦ (э) - Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (среднее значение). МД (э) - Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности (среднее значение).
24 Значение шкальных оценок: 0,3 – 1,4: Соответствие занимаемой должности. 1,5 – 2,4: Первая квалификационная категория. 2,5 – 3,5: Высшая квалификационная категория..
25 Самооценка компетентности педагогической деятельности. Методика самооценки компетентности педагогической деятельности предполагает оценку педагогом своих компетенций и личностных качеств. Она представлена в виде листов самооценки, в основе которых лежат те же компетенции педагогической деятельности. Для самооценки предлагаются утверждения, аналогичные тем, по которым педагога оценивают эксперты (72 утверждения). В результате получаются данные, отражающие оценку педагогом уровня развития у него компетенций педагогической деятельности и личностных качеств, влияющих на успешность деятельности.
26 Подводя общий итог можно сказать, что предлагаемая методика позволяет отнести педагогов к соответствующей их профессиональной компетентности квалификационной категории.
27 Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
28 Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Аттестации не подлежат: - педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; - беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
29 Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее - представление). Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации. С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
30 Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
31 Письменная работа на соответствие занимаемой должности С учетом того, что приказом министерства образования и науки РФ указана необходимость проведения аттестации на соответствие занимаемой должности в письменной форме, предлагается в качестве таковой использовать задание, в котором в рамках аттестационного процесса педагогу будет предложено написать конспект урока по одной теме в рамках учебного предмета, который он преподавал в текущем учебном году (методика Щадрика).
32 Тему конспекта урока предлагает представитель экспертной комиссии по предмету, предварительно согласованному с аттестуемым. Конспект урока позволяет проверить: 1. Знание учителем своего предмета; 2. Уровень сформированности основных компетенций педагогической деятельности, таких как: - Постановка целей и задач педагогической деятельности; - Мотивация учебной деятельности; - Компетентность в области информационной основой педагогической деятельности; - Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений; - Компетентность в области организации учебной деятельности.
33 1. Перед выдачей задания на написание конспекта учителя инструктируют, чтобы в конспекте он отразил предметное содержание урока и его методическую интерпретацию.
34 2. Педагогу предлагается изложить общую организацию урока, прописать цели и задачи урока, определить место данного урока в программе обучения по предмету, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок.
35 3. Педагог должен раскрыть структуру урока и содержание каждого из его этапов, отразить деятельность учителя и учеников на каждом из этапов, продемонстрировать, как подается новый учебный материал, как осуществляется проверка и контроль знаний учащихся и т.д.
36 Конспект урока оценивается экспертом по системе «ДА/НЕТ» «Да» – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и умение его реализовать в учебном процессе. «Нет» – не соответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями.
37 Возможна ситуация, когда работник будет частично соответствовать занимаемой должности. В этом случае результаты предложенной письменной работы будут обуславливать индивидуальную программу повышения квалификации, направленную на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций.
38 Порядок аттестации руководящих работников образовательных учреждений не разработан. Планируется по методике С.С. Кравцова. Категории отменены, будет соответствует/не соответствует занимаемой должности. Планируется 2 вида аттестации: - перед назначением на должность; - через 5 лет по итогам работы образовательного учреждения.