Приёмы учебной деятельности как условие формирования образа территории Из опыта работы учителя географии МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа 2» Бобиной Веры Александровны
Актуальность опыта работы Цель обучения географии: создание у обучаемых калейдоскопа «образов мест», из которых должна складываться «географическая картина мира» на основе использования различных приёмов учебной деятельности Образ территорий у школьников беден и не адекватен, поскольку часто ассоциируется с негативными явлениями, происходящими в нашем обществе «Улавливание» специфических черт, отражающих уникальность и индивидуальность территории – одна из важнейших задач современной географии
Формирование образа в географии - это элементы последовательного пространственного осмысления окружающего мира
Географический образ – совокупность ярких характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие - либо реалии пространства. Д. И. Замятин Географический центр Омской области
«Кто внимательно наблюдает природу какой-нибудь страны, тот носит у себя в голове большое количество образов, составляющих в своей совокупности некоторое единство; только это единство и может интересовать географию» Альфред Геттнер
Алгоритм создания географического образа: 1.Выдели понятия, явления, объекты, характерные для территории. Почему именно эти смысловые узлы выбраны для определения образа территории? Омск - это… Успенский кафедральный Собор, «Авангард», метромост, река Иртыш, строительство жилых микрорайонов, областной центр
Почему именно такие связи вы провели между выбранными смысловыми узлами образа? Омск- областной центр Успенский Кафедральный Собор Метромост Новые жилые микрорайоны Река Иртыш«Авангард» 2. Постройте каркас географического образа территории через выделение личностно-значимых узлов знаний и соединения их в единую целостную систему.
Масштабность географического образа Земля в целом Межстрановый регион Страна - Россия Часть света Континент Макрорегион страны Город (район) Регион страны Местность
Средства представления географического образа Музыка Живопись Тексты художественных произведений Кино и видео Географическая карта Географическая карта Компьютерные презентации СМИ Интернет
Приёмы учебной деятельности, формирующие образ территории
Карта есть альфа и омега географии Н.Н. Баранский Приём «Образ – ассоциация» или «Визитные карты-образы регионов» Южная Америка Аравийский полуостров
«Кто сказал, что американцы не знают географию?»
А вот таким представляют себе мир ученики нашей школы
«Дельта реки» Приём работы с космическими снимками территорий
Приём «Вычерчивание картосхем без опоры»
Приём «Решение задач на пересечение множеств» «Властелин колец»
А.Васнецов. Тайга на Урале. Образ территории в картинах художников
Австралия «страна наоборот» 1. Она располагается под нами. 2. Там, очевидно, ходят вверх ногами, 3. Там наизнанку вывернутый год. 4. Там расцветают в октябре сады, 5. Там в январе, а не в июле лето. 6. Там протекают реки без воды, 7. Они в пустыне пропадают где-то. 8. Там в зарослях следы бескрылых птиц, 9.Там кошкам в пищу достаются змеи, 10. Рождаются зверята из яиц, 11. И там собаки лаять не умеют. 12. Деревья сами лезут из коры, 13. Там кролики страшней, чем наводненье, 14. Спасает юг от северной жары, 15. В столице там не много населенья... Галина Усова Приём «Анализ художественного текста»
«Самоимидж»! Какие мы - россияне? Оконтуривание «ядерных образов» 1- умные 2-красивые, трудолюбивые 3- сильные 4-целеустремлённые 5-великодушные 6-здоровые 7- перспективные, чтим своих героев
«Самоимидж»! Какие мы - россияне? Оконтуривание «ядерных образов» 1-злые 2-болтливые 3-бедные, пьяные 4-завистливые 5-бессердечные 6-раздражённые подражающие Западу
Изучать географию с помощью образов интересно: 2008 – 2009гг (в ٪ ) гг (в ٪) Результаты анкетирования «Оценивание предмета географии учащимися» «3»«4»«5»
- Мы больше прочитали книг, справочников, статей в энциклопедиях. Значительная часть ребят с удовольствием выполняют творческие задания Результаты анкетирования «Оценивание предмета географии учащимися»
1. Создание «интерактивной карты России», по которой можно будет путешествовать, перебираясь от страничек с изображением крупных регионов к страничкам со всё более мелкими территориями. 2. Разработка визитных карточек территорий. Перспективы развития опыта работы
Губернатор Омской области Л. К. Полежаев : «...Меры, формирующие положительный имидж России у наших детей, должны быть основаны на фундаменте национальной культуры...»