А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Системно-деятелностный подход – методологическая основа стандартов второго поколения
Технология деятельностного метода это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом
Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
Принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков: системная реализация деятельностных целей образования. Ученик является субъектом учебной деятельности.
Система дидактических принципов деятельностного метода обучения Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса. Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Затруд- нение КИ П цель проект Рефлексивный метод Само- оценка Реали- зация проекта Само- контроль Пробное действие Мотивация Структура учебной деятельности (педагогическая версия)
Технология деятельностного метода 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (П) УУД, выполняемые учащимися при работе по технологии деятельностного метода
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся должны: 1) Восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково- символических средств (П); - постановка и формулирование проблемы (П); -формулирование и аргументация своего мнения; - учет разных мнений (К) УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ
Типы уроков 1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ 1) 2) УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Логика построения урока открытия нового знания на основе ТДМ
1.Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин) Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности) 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться (надо)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения
Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат. ЗАТРУДНЕНИЕ Я НЕ МОГУ…
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин) Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина)
Я НЕ ЗНАЮ УЗНАТЬ ПРИЧИНА ? ? ? ? Ц Е Л Ь Затруднение – причина – цель. ЗАТРУДНЕНИЕ Я НЕ МОГУ ? ?
4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин) Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания.
5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин) Цель этапа: построение и фиксация нового знания. 1. Реализация построенного проекта 2. Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон) 3. Решение задачи, вызвавшей затруднение
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин) 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
ЭТАЛОН: 1. Грамотный – без математических ошибок. 2. Сконструирован учащимися на уроке ОНЗ – хорошо им знаком и понятен. ЭТАЛОН – инструмент для решения задач данного типа
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин) Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха
1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем 8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ 1) 2)
Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ Что я не знаю или не умею? Сам преодолеваю возникшее затруднение
ТДМ 1 ) Мотивация к коррекционной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. 3) Локализация индивидуальных затруднений. 4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений. 5) Реализация построенного проекта. 6) Обобщение затруднений во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия деятельности на уроке. Технология деятельностного метода. Урок рефлексии
1.Мотивация к коррекционной деятельности (1–2 мин) Цель этапа: включение в учебную (коррекционную) деятельность на личностно значимом уровне. 1. Знаю, как находить и исправлять свои ошибки (норма коррекционной деятельности) 2. Хочу … 3. Могу … (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо …
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (8–12 мин) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения
2 группы 1 группа Учащиеся, которые не выявили затруднений 2 группа Учащиеся, которые выявили затруднения Самопроверка по эталону для самопроверки Решение задач более высокого уровня сложности ? + Самопроверка
3. Локализация индивидуальных затруднений (6–7 мин) Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий. 1. Указываю номера заданий, вызвавшие затруднения 2. Определяю место затруднения 3. Определяю причину затруднения (эталон)
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений (2 – 3 мин) Цель этапа: Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1. Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта 2. Выбор способа и средств коррекции: - алгоритм исправления ошибок; - учебник, эталоны и др. 3. Построение плана действий
Как исправить свою ошибку? повтори задание исправь ошибку, проговаривая правило выбери и реши 2 похожих задания проверь по образцу + или ? определи и повтори правило МОЛОДЕЦ!
5. Реализация построенного проекта (4 – 5 мин) Цель этапа: коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания. 1. Исправление ошибок: а) самостоятельное – на основе алгоритма исправления ошибок; б) с помощью эталона для самопроверки. 2. Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки 3. Решение этих заданий
6. Обобщение затруднений во внешней речи (2 – 3 мин) 1. Обсуждение типовых затруднений 2. Фиксация учебного содержания, в котором были допущены ошибки, во внешней речи и эталонах Цель этапа: закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин) Цель этапа: самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели. 1. Самостоятельная работа 2 (аналогичная С.р. 1) выбираются только те задания, в которых были допущены ошибки 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Фиксация результата 4. Ситуация успеха
2 группы 1 группа Самопроверка заданий более высокого уровня сложности 2 группа Самопроверка самостоятельной работы 2 Фиксация результатов 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Ситуация успеха Вариативное домашнее задание !
1. Задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач более высокого уровня сложности 2. Задания на повторение 3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем 8. Включение в систему знаний и повторение (5 – 6 мин) Цель этапа: применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
9. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений. 1. Фиксация содержания, которое было уточнено и закреплено 2. Рефлексия коррекционной деятельности (затруднения, цель, шаги достижения результата, степень соответствия цели и результата) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание (в соответствии с результатами деятельности на уроке)
УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1) 2) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ 1) 2) КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ВКЛЮЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ В СТРУКТУРУ УРОКА Основная идея урока развивающего контроля на основе ТДМ Результат – умение проводить грамотный самоконтроль и контроль
МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ: 1. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОГО ВАРИАНТА 2.НАЛИЧИЕ ПОНЯТИЙНО ОБОСНОВАННОГО ЭТАЛОНА, А НЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ВЕРСИИ 3.СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМОГО ВАРИАНТА С ЭТАЛОНОМ ПО ОГОВОРЕННОМУ МЕХАНИЗМУ 4.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТАТА СОПОСТАВЛЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАРАНЕЕ ОБОСНОВАННЫМ КРИТЕРИЕМ
1. Какие типы уроков деятельностной направленности Вы знаете? 2. В чем заключается принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков?
Типы уроков 1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля
1.Назовите два основных шага учебной деятельности на уроке ОНЗ. 2. Назовите два основных шага коррекционной деятельности на уроке рефлексии.
Логика построения урока открытия нового знания на основе ТДМ
Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ Что я не знаю или не умею? Сам преодолеваю возникшее затруднение
Мы рады Вашему успеху!
Творческих успехов и хорошего настроения !