Технология «Учебный портфель» (портфолио)
Технология «Учебный портфель» делает возможным индивидуальный подход к каждому ученику в условиях обычного класса. Учащиеся должны иметь возможность планировать свою работу; свободу выбора маршрута обучения; возможность работать в собственном темпе.
Портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину – это спланированная заранее индивидуальная подборка достижения учащихся.
Алгоритм запуска портфолио Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно выполнять портфолио, возможно он сможет получить за него дополнительную оценку, либо портфолио позволит ему получить зачет по той или иной теме. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан преподавателем или выбран по желанию учащегося. Сроки сдачи и время работы над потфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки. Общее количество рубрик: оптимальным количеством считается 7, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть – по выбору. Критерии оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими обсуждению (например, наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.) Способы оценивания: целесообразно до начала работы над портфолио проговорить с учащимися, какие способы будут использованы для оценивания портфолио.
Виды учебных портфелей По содержанию: Портфолио достижений (результаты работы по конкретному учебному материалу) Рефлексивный портфолио (материалы по оценке/самооценке достижения целей, анализ особенностей работы, ощущения, размышления, впечатление…) Проблемно-ориентированный портфолио (материалы, отражающие цели, процесс и результат решения конкретной проблемы) Портфолио для развития навыков высшего мышления (материалы, отражающие процесс обучения школьника работе на уровне анализа – синтеза – оценивания) Тематический портфолио (работа учащихся в рамках той или иной темы)
Виды учебных портфелей По цели: Портфолио-собственность (собирается для себя) Портфолио-отчет (собирается для преподавателя)
Структура Разделы Портрет Коллектор (копилка материалов и информации) Рабочие материалы Мои достижения Рубрики «Неотправленные письма»: неопубликованные размышления на тему… «Что бы это значило?»: понятийно- терминологический словарь. «Статистические данные»: информация в цифрах и фактах. «Диверсант»: аргументы, контраргументы на заданную тему … «Где я могу использовать…»: практическое применение полученных знаний. «Мои открытия» информация, которая удивила, закономерности, которые я установил самостоятельно.
Критерии оценивания наличие обязательных рубрик и выводов; использование исследовательских методов работы; проективный характер портфолио; «личностную привязку» содержания; качество оформления; анализ полезности портфолио для самого учащегося.
Способы оценивания таблица «ПСВ» (Положительно. Советы. Вопросы); таблица «ДВП» (Достоинства. Вопросы. Пожелания); таблица «ИТОГ» (интересные, впечатляющие моменты. Темы, которые наиболее раскрыты или обоснованы. Общие советы, рекомендации. Главные выводы); трансфертный лист.
Механизм оценки Оценивается только процесс и характер работы над портфолио. Оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики). Оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как средне арифметическое. Оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям. Оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации Портфолио не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Трансфертный лист Тема портфолио ______________________________________________ Я считаю, что… Особенно удачным является… (мнение о портфолио) (достоинства, за что надо похвалить) В то же время, я Не кажется ли тебе, что… посоветовал бы…(основные замечания) (рекомендации) Работу читал:Работу писал: Произвольная письменная рецензия