1 Николай Андреевич Римский-Корсаков Александр Николаевич Островский "Торжество чувств и красота природы в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского" Урок в 6-м классе «В зиму года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную и поэтическую красоту». Н. А. Римский-Корсаков Цель: Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в опере и пьесе «Снегурочка».
2 Цель: 1. Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в опере и пьесе «Снегурочка». 2. Воздействовать на чувства и эмоции детей, пробудить их воображения, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
3 Задачи: 1.Привить бережное отношение к культурным традициям народа. 2.Систематизировать, закрепить и проверить знаний учащихся по школьному курсу музыки. 3.Углубить и расширить знаний по предмету «Музыка» и неразрывную связь с литературой. 4.Развить исполнительско-творческие навыки и умения.
4 А.Н. Островский создал пьесу «Снегурочка» по мотивам устного народного творчества, в котором отражены быт и труд русского народа. Сказка является отражением самой действительности, созданной в художественных образах.
5 В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.
6 Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
7 Какой древний русский обряд показан в опере?
8 Какие еще герои сочетают в себе реальные и сказочные черты?
9 Какие герои только сказочные?
10
11 Какие – реальные?
12 Обрисовывая фантастические персонажи, Римский-Корсаков опирается главным образом на инструментальные возможности оркестра. А у его представителей реального мира мелодика носит вокальный, песенный характер. Все действующие лица имеют свои постоянные темы-характеристики, которые сопровождают героев на протяжении всей оперы. Даже картины природы (птицы, светлячки, кусты, деревья) имеют свои темы. Они одушевлены и очеловечены.
13 Песни и пляски птиц.
14 Песни и пляски птиц.
15
16 В.М.Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка»- лучшее, что есть».
17 С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать, что Снегурочка лишена человеческого тепла ?
18
19 Николай Андреевич Римский-Корсаков «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».
20 Содержание песен в опере меняется в соответствии с временами года. В песнях передано отношение берендеевского народа к природе. Они отличаются жанровым разнообразием.
21 Лель – это олицетворение вечного искусства музыки, песенного творчества народа. Что олицетворяет образ Леля?
22 Какие музыкальные инструменты сопровождают Леля?
23 Пастуший рожок
24 В какой музыкальной форме написана песня? Сколько разделов в куплете и каков характер музыки в этих разделах? 1-й раздел «Туча со громом» 2-й раздел «То-то цветики возрадуются» 3-й раздел «Лель мой»
25 Отвергнутая Лелем, Снегурочка обращается к Весне, которая дарит ее волшебный венок.
26
27 Какая сцена является кульминацией в развитии действия?
28
29 Снегурочка – это утро любви, утро судьбы народной. Недаром опера начинается отдаленным петушиным призывом, воспевающим зарю, и заканчивается могучим и победным восходом солнца. Торжественный гимн Яриле - музыкальный итог оперы, подготовленный всем ее ходом.
30 Тесты на закрепление по теме: «Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
31 1)Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка»? Зимняя сказка.Зимняя сказка. Весенняя сказка.
32 «Это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзиею весны, всей теплотой, благоуханием» А.П. Бородин.
33 2)Какие персонажи в опере и пьесе «Снегурочка»? С Сказочные. Р Реальные. П Полумифические.
34 3)В какого превращается Снегурочка? В холодное существо.В холодное существо. В любящую девушку.
35 В произведениях передана огромная сила человеческой любви, ее влияния на судьбу человека.
36 4)На что опирались оба автора, сочиняя свои произведения? На народный фольклор. На жизненный опыт.
37 Стихия русских народных обрядов и обычаев очень близка их творчеству.
38 5)Финал оперы «Снегурочка» - это Гимн Солнцу. Гимн любви.Гимн любви.
39 6)Что лежит в основе нравственных критериев берендеев? Л Любовь. Д Добро. В Верность законам природы.
40 В произведениях прославляется мощь и красота природы, ее воздействие на человека. Природа делает человека счастливым.
41 ОшибкиОценка Результаты теста
42 Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского- Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского- Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.
43 Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств. «Живет на свете красота» музыка Ю. Антонова, стихи М. Пляцковского
44 Выводы Музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее) отражают события в жизни, чувства и переживания людей
45 Список литературы: 1. Фестиваль педагогических идей год. Горошко Н.П. «Интегрированные уроки по музыке и литературе» WWW. Karaoke.ru – сборник популярных песен. WWW. Karaoke.ru WWW. Karaoke.ru 3. Журнал «Музыка в школе». 3/2006. Статья Головченко Т. «Из опыта работы» 4. Журнал «Музыка в школе». 5/2006. Статья Егорова О.Г. «Музыка и литература». 5. Римский-Корсаков Н.А. Оперы. CD-диск г. 6. Союзмультфильм. Снегурочка. CD-диск г.